Иногда, когда я пишу о культуре, отклики бывают примерно такими – «слышь, браток, люди голодают, какая еще там культура». Это от того, что слову придается чрезмерно узкое значение. Мол, это некая «духовная пища», которая должна противопоставляться материальному. На самом же деле, когда вы в состоянии вести дискуссию, не оскорбляя других, это культура. Когда вы вовремя приходите на работу и пытаетесь добиться там полезных результатов, это также культура. Если вы каждый день пытаетесь совершенствовать себя и свой труд, это снова культура. Или, когда вы с утра до ночи плачетесь по поводу своей горькой судьбы и нации, это тоже культура.
Культурой является любая традиция, любое направление мысли, которое вырабатывается в течение многих лет, десятилетий, веков и становится неотъемлемой частью менталитета. В этой связи общеизвестно, что в течение последних 23 лет наша государственная, политическая и производственная культура нуждалась и нуждается в скорейшей и существенной модернизации, чего мы по разным причинам сделать не смогли. Механизм развития культуры кроется в правильном сочетании сохранения и совершенствования. Став суверенным государством, мы не смогли развить культуру сохранения. С точностью до наоборот, отдали дань невежественному варварству. Ведомство, которое призвано содействовать сохранению и развитию, не содействует ни первому, ни второму. Я не уверен, что главной миссией Министерства культуры является создание ГНКО и подрабатывание через них денег.
Государственный бизнес в данном случае воспринимается как антикультурная деятельность. Поначалу такое посягательство было совершено в отношении храма Гарни, что, к счастью, на этот момент предотвращено, и рядом с храмом не было возведено питейно-закусочное заведение. А сейчас то же самое происходит и в отношении храма Звартноц. Наверное, ответственным лицам этого министерства и этих ГНКО никто не объяснил, что вера, а тем более христианский храм (даже бывший), не место для увеселений, что есть места, где устраивать пирушки, или если хотите – «парти», нельзя ни за какие деньги: ни за 700.000, ни за 7 миллионов драмов. Кстати, я никак не могу понять, как ГНКО, которое является государственной некоммерческой организацией, занимается коммерцией, и притом, в храме. Культура – это также и политика. После подобных внутренних случаев, как мы должны призывать вкушающих шашлыки возле памятников культуры, чтобы они не мусорили в окрестностях храма? А за пределами, после всего этого, как мы можем обвинять турок и азербайджанцев, что они оскверняют наши памятники? Нет, говорите, что хотите, но культура – это важно.