– Ну, как тебе? – глядя на меня глазами, полными ожидания восторга, спрашивает Вера.
Новое платье стоимостью в ее ползарплаты выглядит, мягко говоря, "не айс": не тот цвет, не та длина, да и размер маловат… Выпалить все как есть? Чревато испорченным настроением. Соврать – муками совести… Да и платье все равно уже куплено.
Еще в детстве нам говорили о том, что врать всегда плохо, но, пытаясь соответствовать этой прописной истине, мы все равно брали пример со старших и понимали, что где-то говорить правду некультурно, в чем-то неуместно, а в некоторых случаях даже опасно. Находясь между теорией и практикой, мы искренне недоумевали, почему тетю Клаву нельзя назвать толстой, соседа пьяницей, а воспитательницу мымрой. И как бы ни убеждала нас народная мудрость в том, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, мы все равно прибегаем к вранью во спасение, чаще всего в мелочах и с близкими людьми.
Примеров тут огромное количество. Например, опаздываешь ты на встречу к подруге.Рассерженная и недовольная, она уже ждет тебя полчаса в одиночестве за столиком в кафе и вот-вот готова сорваться с места, чтобы уйти. Оценивая ситуацию, на вопрос "ты скоро?" отвечаешь: "Через пять минут", хотя ехать еще все 25. И это несмотря на то, что ты всегда ей можешь сказать свое мнение по поводу нового бойфренда и указать на все недостатки характера.
Впрочем, мысль о склонности человека ко лжи подтверждает и статистика. В день каждый врет до 20 раз, причем сам не замечает, как это происходит: "я занята", когда не занята, "была в душе", когда просто не хотела брать трубку, "иду спать", хотя собираюсь встретиться с кем-то другим.
Интересно, что женщины врут чаще в мелочах, чем мужчины, особенно другим женщинам. Объяснить, это можно тем, что, являясь утонченными натурами, они не хотят кого-то обижать, огорчать или расстраивать. Из добрых побуждений растет лицемерие, а желание порадовать превращается в лесть. Привыкая к такому порядку вещей, мы готовы простить многое, но опять же не в мелочах.
– Знаешь, я поссорилась со Светой, – жалуется знакомая по телефону. Она предложила встретиться, а я сказала, что просто хочу посмотреть телевизор. В итоге меня обвинили в безразличии и эгоизме, а придумай я для отмазки какую-нибудь небылицу о больном желудке или срочном визите к родственнику в больницу, все было бы иначе.
Парадоксально, но мы врем, потому что хотим казаться лучше. И если в действительности пай-девочкой быть не получается, нам хочется хотя бы создавать такое впечатление, особенно в глазах родителей, друзей и любимого человека. Сказать "я не хочу тебя теперь видеть" значит пренебречь кем-то. Вот и приходится, якобы "работая над отношениями", врать для того, чтобы их сохранить.
– Да, я верю в пользу мелкой лжи, – делилась как-то житейским опытом бабушка одной знакомой. – Было время, когда по молодости я рубила правду-матку с плеча абсолютно всем. Люди мне попадались какие-то спокойные, тихие и обидчивые, и отпору не давали. Но вот у меня появилась подруга, которой я могла доверять на 100%. Все было хорошо, но однажды мои постоянные правдивые замечания ее вывели из себя, и она высказала мне все как есть. Было неприятно от ее мнения обо мне и обидно за то, что потеряла близкого человека. Подруга – не мужчина. Многое терпеть не будет.
И действительно, то, что может стерпеть мужчина, женщина-подруга не простит никогда, особенно, если дело касается пустяков. Правда о том, что цвет штор не сочетается с подушками на диване, вечная болтовня выводит из себя и суп гаспаччо всегда получается просто отвратительным, не понравится никому. Тут-то и срабатывает простой механизм: не хочешь портить отношения с человекам – ври. Обмануть в таком случае ничего не стоит: самой нетрудно, а подруге приятно. Да и обман – скорее, не обман, а замалчивание некоторых моментов. Именно так воспринимать ложь приятней для того, кто врет: и совесть чиста, и подруга на месте. Да и разве могут обойтись женщины без приукрашивания деталей? Любая романтическая история без определенного антуража – пустой звук, и многие, чтобы этот антураж создать, совсем не стыдятся разбавить серость банального романчика несколькими выдуманными моментами: как все было на самом деле, вряд ли кто-либо узнает, а так хотя бы будет о чем поговорить.
Правда тоже может быть сказана по-разному. От неприятных и обидных моментов зачастую спасает чувство юмора. Вот только смеяться над своими слабостями и недостатками, увы, умеют не многие, поэтому с теми, кто по жизни серьезен, лучше не шутить. Непонятый юмор только усугубит ситуацию, и дело не спасет.
Врать или не врать по мелочам – вопрос, конечно, риторический. Да и ситуацию, когда все всех устраивает, ложью назвать трудно, ведь обманываем мы зачастую тех, кто рад обманываться. В итоге получается, что все честно.
А про платье я все же сказала: не могла позволить подруге идти в таком виде на корпоратив.