
Астхик Бояджян по профессии стоматолог. Она переехала в Армению из Алеппо полтора года назад вместе со своим отцом и двумя сестрами. На сегодняшний день Астхик работает с отцом, Мгртичем Бояджяном, в их собственной стоматологической клинике. Астхик рассказывает, что ее возвращение в Армению было обусловлено войной в Сирии, но идея возвращения в Армению всегда всегда была в ее планах и планах ее отца. Итак, поскольку мы были гостями в клинике Бояджянов, мы решили поговорить также с Мгртичем Бояджяном.
Астхик Бояджян: Мы переехали в Армению всей семьей. Моя сестра сейчас на последнем курсе, изучает общую терапию, в то время как моя младшая сестра учится на факультете стоматологии. К сожалению, моя мать умерла. С давних пор мы намеревались вернуться на родину. У нас там была стоматологическая клиника, но мой отец всегда хотел переехать в Армению, чтобы армяне могли извлечь для себя пользу от его клиентуры, поскольку у него было много клиентов за границей. Конечно, Сирия также является нашим домом, но на тот момент уже началась война, и мой отец подумал, что было бы лучше, если мы поедем в Армению. Сначала мы приехали на две недели попутешествовать, но через неделю началась война, и мы не смогли вернуться. В течение примерно шести месяцев мы сталкивались с трудностями до тех пор, пока не смогли перевезти сюда клиническое оборудование. Слава Богу, что мы смогли построить здесь клинику. Одновременно мы воспользовались ситуацией и вернулись на родину.

-Значит, решение вернуться на родину было больше папиной идеей, верно?
А. Б.: Это было решением отца, но мы, сестры, также очень любим Армению.
М. Б.: Ситуация в Сирии совпала с нашим решением переехать в Армению. Однако я переехал сюда не из-за этого, но когда это случилось, а идея вернуться была со мной постоянно, я принял решение.
- Между тем, Вы были в Армении прежде?
А. Б.: Да, в течение десяти лет мы ездили в Армению дважды в год, у нас уже была квартира здесь. Мы постоянно приезжали сюда, мы любили Армению, жизнь здесь легче, безопаснее, и люди здесь более образованные. Нам нравится здесь, и мы приноровились к здешним людям.
- Когда Вы переехали, столкнулись с какими-либо трудностями? Не только касательно работы, но и с личными трудностями? Многие утверждают, что интегрироваться очень сложно.
М. Б.: Это правда, трудности были, в Сирии мы практически не платили пошлины и налоги. Если в Сирии мы платили 500$ ежегодно, то здесь мы платим 1000$ ежемесячно. Я знал об этом, потому что ездил в Европу и Америку, в Канаде у меня было разрешение на проживание, но я всегда предпочитал Армению, хотя Сирия также является для меня домом. Я похож на ребенка, у которого двое родителей: один родил меня, другой вырастил.
А. Б.: Да, есть люди, которые находят это сложным, но это основывается на их мировосприятии. Сирийские армяне не должны думать, что мы - сирийские армяне, вы - ереванские армяне… Мы все армяне, мы - одна нация. Мне кажется, уживаться друг с другом легко, если понимать друг друга. Иногда мы чувствуем, что местным армянам не достает чуткости и понимания. Но я не думаю, что это представляет собой большую проблему, со временем все будет хорошо.
- А что для Вас особенного в Армении? Что делает Армению такой уникальной? Что явилось той силой, которая притянула Вас в Армению?
М. Б.: Этой силой явился патриотизм. Нашей мечтой было получить независимость, и в 1990 году, когда мы стали независимыми, я был счастлив, что присутствовал в исторический момент. Моей мечтой всегда было иметь свободную и независимую Армению, а также иметь подданство: иными словами, местный паспорт. Мы выросли в патриотическом окружении.
А. Б.: Национальные корни всех армян здесь. Мне кажется, Армения - развитая страна, и люди здесь артистичные и образованные. Здесь ты чувствуешь, что тебя легко понимают, и что люди здесь на более высоком уровне. Помимо этого, здесь более безопасный, свободный и чистый мир с законопослушными гражданами. Но есть один недостаток, на который жалуюсь не только я, но все сирийские армяне и армяне вообще: это вопрос низких зарплат. Когда они приезжают сюда, они жалуются в основном на это, и это причиняет мне боль. Сирийские армяне очень трудолюбивые и умелые, они могут приехать сюда и помочь процветанию страны, создавая предприятия и рабочие места. По причине материальных вопросов они разочаровываются и предпочитают уезжать в другие страны.
- Что для Вас родина?

А. Б.: Для меня родина — это то, о чем мы всегда мечтали; в школах нас учили, что родина — это наш Арарат, наша земля. Для меня Армения — это страна, которая принадлежит армянам, и земля, которой мы гордимся. Я очень счастлива, что переехала сюда, и что живу здесь, при этом будучи полезной людям. Наша страна европеизировалась. Мне бы хотелось, чтобы те отрицательные стороны, которые я упомянула, были улучшены, и те образованные армяне, которые у нас есть — врачи, искусствоведы — оставались в Армении, чтобы наша родина могла быть, как другие развитые страны, и чтобы население Армении увеличивалось.
- Итак, Вы видите возможность жить на родине и прогрессировать?
А. Б.: Да, но родина сама также должна поощрять людей оставаться здесь. Когда мы бежали в Сирию, у нас ничего не было. Сирийское правительство мотивировало нас материально, морально и всячески возможными способами, и позволило, чтобы мы основали школы. Они обходились с нами, как со своими, и дали нам бесконечные возможности. Благодаря нам арабы процветали и благоденствовали. К несчастью, на сегодняшний день все разрушено. Я бы хотела, чтобы то, что было сделано для нас в Сирии, было бы сделано также здесь, и чтобы наша родина стала лучше.
- По отношению к сирийским армянам подобная политика проводится, это заметно для Вас?
А. Б.: Да, это видно, но имеются некоторые негативные стороны, которые мне бы хотелось подкорректировать.
- Многие репатрианты возвращаются и, в основном, они начинают все с нуля. Какой совет Вы можете дать этим людям: оставаться и работать, несмотря на трудности, или выбрать лучший вариант?
М. Б.: Я бы посоветовал им думать шире. Не приходить в уныние. Да, у Армении есть обязательства, но у репатриантов также есть обязанности. У них есть право предъявлять требования, но они обязаны любить свою родину. Многие приезжают и жалуются, что Армения должна делать то или это, но они преувеличивают, потому что у них есть обязательства: они должны работать для своей родины и выполнять свои обязанности, как дети своей нации. Это новая родина. Да, эмиграция есть, потому что мало рабочих мест, я не эксперт, но нужно сделать так, чтобы не было эмиграции, чтобы у людей была работа. Государство в этом отношении должно проявлять более серьезный подход, чтобы люди, покинувшие родину, вернулись или хотя бы не уезжали. Зарплаты очень низкие, как можно жить, получая ежемесячно 200-300 долларов?
Что касается меня, я останусь здесь и буду двигаться вперед. Во всяком случае, даже если ситуация в Сирии улучшится, я останусь здесь.
А. Б.: Трудности есть везде, но это не означает невозможного. Людям нужно только работать и с самого начала подготавливать себя к этим трудностям. Если кто-то хочет побороть эти трудности, то все возможно. Мне бы не хотелось, чтобы армяне рассеивались. У нас есть родина, и нужно, чтобы хорошие армяне собрались здесь, чтобы вместе помочь своей стране процветать.
repatarmenia.org


