После 3 сентября у меня возникла профессиональная проблема о которой хочу рассказать. Среди рядовых граждан, согласно некоторым опросам, сторонников Таможенного (Евразийского) союза почти в два раза больше, чем противников. Но в общественных и политических кругах значительно меньше тех, которые готовы безоговорочно защищать эти союзы, политику Путина в Украине и вообще амбиции президента РФ.
Спасибо Ашоту Манучаряну, Гургену Егиазаряну, Гарнику Исагуляну и еще нескольким людям, которые представляют эту точку зрения. Без этих деятелей было бы очень трудно сохранять паритет, потому что критики «таможенного» более активны, и, следовательно, их легче приглашать на интервью, а тем более на дебаты.
Представители власти в этом вопросе повторяют известную, и, по моему мнению, пустую формулировку – «мы не прорусские, мы не прозападные, мы проармянские и прагматичные, и поэтому вынуждены считаться с реалиями, обеспечивать нашу безопасность» и так далее. Представители «системной оппозиции» (кроме части «Наследия») вообще избегают этой темы, так как надеются придти к власти именно с помощью Путина. Но с другой стороны, борясь против нашего «режима», они не могут восхвалять такой же, если не худший режим Путина.
Остаются те, которые, по мнению посла РФ с Армении Волынкина, «вбиваюют клин» в поссийско-армянскую дружбу н на противоположном полюсе – упомянутые выше несколько человек, которые обеспечивают равновесие. А в интернете очень активны «прокремлевские» фейки, которые по поводу и без повода спешат защищать почитаемого ими «царя». Почему это так, могу только догадываться. Не исключаю, что некоторые из реальных, а не виртуальных сторонников «таможенного» должны согласовывать свои выступления с ведомством того же посла, и эта бюрократическая процедура длится довольно долго.
Но основная причина, вероятно, иная. Россия не видит необходимости убеждать нас, жителей Армении, в чем-либо, потому что уверена, что наша страна и без этого «у них в кармане» – куда денемся, будем исполнять то, что прикажут из Москвы. Не сказал бы, что это очень дальновидная политика. Насколько известни из истории, даже в условиях самого жестокого колониализма метрополии всегда пытались демонстрировать свое цивилизационное превосходство в отношении «вассальной нации», а не только угрожать: без нас вас сожрут ваши соседи.
И потом… Если человека или нацию целеустремленно унижают, это, мягко говоря, нв увеличивает их любовь к унижающему. Возросло или уменьшилось в нашей стране число друзей России за последние полгода?