
Мои родственники по отцовской линии из Западной Армении, района Кармир Ванк. Под этим названием есть много местностей, мне не удалось конкретно определить, откуда мои предки. Полагаю, мои корни из Вана. А родственники с материнской стороны оказались в Иране еще раньше.
Я вырос и получил образование в Тегеране. По профессии я механик-инженер, закончил магистратуру в области управления энергией. Одновременно с учебой я работал в IT-области. Мои интересы связаны с восстановительной энергией, долгое время я работал в этой сфере в Иране.
С 2000 года я постоянно приезжал в Армению. У меня всегда было желание вернуться на Родину. 8 месяцев назад я принял окончательное решение и переехал сюда. На данный момент я работаю в компании «Management Mix». Наша организация имеет офисы на Кипре, в Ливии и в Ереване, с их помощью мы развиваем нашу деятельность в постсоветских странах, на Среднем Востоке, в Северной Африке и странах Восточной Европы. Мы концентрируется на бизнес-консультациях, тренингах в области менеджмента, маркетинга и программах развития.
Рабочий рынок Армении сравнительно небольшой. В любой точке земли найти работу не так-то легко. Нужно быть в нужное время в нужном месте. Естественно, кроме этого, важно то, что ты представляешь собой, какими способностями и знаниями владеешь. Работу я нашел случайно. Прочитал интервью нашего директора, узнал о его сфере деятельности и, поняв, что наши интересы совпадают, я связался с ним через соцсеть. Мы обменялись контактами, затем встретились в Армении – и все получилось.
Живя в диаспоре, особенно в исламских странах, армянские семьи становятся более бдительными при общении с другими национальностями. С рождения чувствуешь присутствие армянского духа. У наших детей патриотический дух прививается с рождения.
Когда я в первый раз приехал в Армению, мне было 17 лет. Армения того времени сильно отличалась от сегодняшней — в плане развития, общения людей и т. п. Мои представления о Родине не были такими отдаленными от реальности. С первого мгновения было чувство гордости. До приезда в Ереван я был в Степанакерте, Шуши, Аскеране, мы побывали во всех уголках Арцаха. Я пообщался с семьей погибшего воина. Несколько дней мы провели у них дома, где нас очень хорошо приняли. У меня были разные впечатления и эмоции: с одной стороны, наконец-то оказался на Родине, с другой стороны, расстраиваешься, видя плохо развитые районы и нищету.
У моей семьи всегда было желание и стремление вернуться на Родину. И, по истечении времени, мы переехали, основались здесь и обзавелись домом. У меня была возможность работать и обучаться за границей, но я пришел к наилучшему для себя решению – остаться здесь. Пока я живу один: родители в Иране. К моему выбору они отнеслись очень хорошо, ждали этого давно. Они тоже хотят вернуться. Я ни о чем не сожалею. За этот период времени после меня репатриировалось около 7 человек. По моему совету, призыву, мои друзья тоже решили обустроиться здесь. Я надеюсь, что в ближайшее время еще 4 человека из моего окружения приедут. Хочу помочь им найти себя здесь, поддержать в начинаниях и не допустить их разочарования. Я считаю это своей миссией.
Конечно же, есть вопросы, касающиеся правильного восприятия армян из диаспоры. Естественно на нас влияет место проживания и предписанные нам системы ценностей. Это проявляется как в нашем поведении, в речи, так и в нашем внешнем виде и т. д. Просто нужно попытаться понять и уступать друг другу, а, самое главное, стремиться к истинной армянской культуре.
Многим может казаться, что мы жили в раю, где накопили богатство, а теперь приехали в Армению, тратим наше состояние и показываем армянам, как нужно жить. Если мы чего-то добились, то через большие трудности, путем 12-14 часовой работы. Нас должны ценить за наше образование, за практику и международные связи. Нужно все правильно оценивать: это приведет к более легкому примирению.
В последние годы в Армению прибывает большое количество иранских туристов. Их абсолютно другая культура и запретный образ жизни приводят к тому, что здесь их поведение многим не нравится. Если есть негативное отношение к иностранным туристам, то я могу это как-то понять, но для меня ненормально, когда ставят различия между местными и приезжими армянами.
Если ты проявляешь к иранцам хорошее отношение, то они так же к тебе относятся. Но, по крайней мере, в моей семье все равно придерживались какого-то расстояния. Наши отношения оставались лишь рабочими, во время обучения – простое дружеское общение, ничего большего. Если вспомнить прошлое, то армянские общины, особенно в исламских странах, для того, чтобы сохранить национальную идентичность, всегда оставались закрытыми.
В Иране я не чувствовал себя чужаком. У нас есть большие права, которых мы добились самостоятельно. Мы боролись за наши церкви и союзы. Если сейчас существуют армянские школы и утверждены занятия армянского языка, то все это заслуга школьных организаций и их участников. Мы также играли активную роль в общественной жизни Армении: независимость, война, программы развития и др.
Сложно сказать, уеду ли я когда-нибудь обратно в Тегеран. Могу сказать - нет. Но, ведь говорят: «Никогда не говори никогда!» Возможно, сложатся такие обстоятельства, что я буду вынужден пойти на этот шаг. На данный момент все мои цели связаны с Арменией. Если же случится так, что я окажусь в другой стране, то моя вера и принципы непоколебимы.
В Армении я пытаюсь реализовать свои мечты. Сейчас у меня есть несколько целей. Во-первых, стабилизировать работу, реализовать разные проекты, включая планы, связанные с развитием сферы энергетики, развить свои способности. Во-вторых, я не забываю о том, что нужно способствовать репатриации. Ну, и, конечно, создать семью.
Родина для меня - все. Армения - это место, о котором я могу постоянно думать. Еще 14 лет назад, когда я начинал свою деятельность в Иране, создавая какой-то проект, я задумывался о модели такого же для Армении. Все мои мысли о ней. Никогда не сожалею о потраченном времени и энергии, направленных на Родину. Самое яркое впечатление здесь – природа. По рабочим делам я несколько раз в неделю бываю в разных районах страны. К сожалению, должен сказать, что мы не бережем и не охраняем нашу природу – это разочаровывает.
repatarmenia.org




