Собеседник Первого Информационного – генеральный директор и основатель российского Фонда национальной энергетической безопасности, экономический и политический аналитик Константин Симонов.
- Господин Симонов, все более обоснованными становятся слухи о том, что в ближайшем будущем Армения не присоединится к Евразийским интеграционным проектам. Интересно, в таком случае, Россия устранит экономические преимущества для Армении, такие, как, например, низкая цена на газ?
- На самом деле, я считаю, что наивно говорить о том, что если Армения не присоединится к этим проектам, то российские преимущества сразу будут отменены, а цена на газ повысится. Я считаю, что процесс и так довольно очевиден, и мы понимаем, что относительно низкие цены на газ мы предоставляем тем нашим партнерам, которые поддерживают наши интеграционные процессы и нашу политику. То есть, сегодня на постсоветском пространстве самая низкая цена на газ по объективным причинам предоставляется Беларуси. Казахстан не нуждается в нашем газе, но белорусы нуждаются, и получают по самым низким ценам. Беларусь не только поддерживает эти проекты, но и осуществляет системные обмены. Все это, естественно ценится.
Как известно, Армения также имеет глубокое сотрудничество с Россией, что также является аргументом в пользу Армении, но в перспективе, естественно, этот механизм будет действовать в зависимости от политики Армении. Если Армения будет содействовать в этих проектах, то преимущества сохранятся, а, если нет, то преимущества будут заменены рыночными ценами, отношениями и расчетами. В этом я не вижу ничего позорного, необъективного, и несправедливого, то есть, это естественный процесс и отношения.
Например, США открыто заявляют, что будут экспортировать газ, но не во все страны, в «плохие» страны не будут экспортировать. Но я не понимаю, почему существуют сомнения в вопросе присоединения Армении к этим интеграционным проектам, поскольку для Армении это является одним из немногих способов сохранения экономики. Эти проекты только выгодны Армении, поэтому не думаю, что в Армении должны быть сомнения по этому поводу, поскольку Россия не только просто предлагает политическую историю, но и экономически выгодные решения, а в этом случае Россия сама должна подумать, выгодно ли это ей, поскольку это обойдется России в определенную сумму.
- Кажется, присоединение Армении к Евразийским интеграционным проектам затягивается, поскольку в ТС существуют разногласия вокруг статуса Нагорного Карабаха и нецелесообразности расширения ТС. А премьер-министр Армении заявил, что Армения и НКР являются единой территорией, намекая на то, что не может быть установлен таможенный пункт между РА и НКР, с чем не согласны члены ТС. Этот дискурс получил разрешение?
- Да, существует такая сложность, которую я не принял во внимание. Это болезненный вопрос, поскольку сейчас в треугольнике РФ-РФ-Азербайджан довольно сложные отношения, и Азербайджан оказывает серьезное давление в отношении европейских стран, хотя, пока не добился значительных успехов, но, во всяком случае, для России это серьезный вопрос, если НКР вступит в ТС в составе Армении, то возникнут проблемы с Азербайджаном. Это довольно тонкий вопрос. Беларусь и Казахстан тоже не хотят спорить с Азербайджаном и портить отношения, это особенно относиться к Казахстану, поскольку неправильно было бы придать дополнительный драматизм каспийскому региону, поэтому не хотят. Но, во всяком случае, здесь решающей будет позиция России, насколько Россия готова принять Армению вместе с Карабахом, это еще нерешенный вопрос.
- То есть, по этой причине членство пока затянется?
- Да, я считаю, что этот вопрос еще долго будет обсуждаться, поскольку имеет драматичный характер, тем более, сейчас, когда мы видим, что Азербайджан пытается нормализовать отношения с Россией посредством приобретения оборонительных систем.
- В Армении сделки Азербайджан-Россия довольно негативно воспринимаются, и Россия характеризуется как дестабилизирующий посредник.
- Это вооружение не наступательное, и не угрожает Армении. А тактика Азербайджана такова, что Азербайджан имеет средства, и может их тратить на выгодные политические решения. В сфере поставки газа Азербайджан является нашим конкурентом на европейском рынке, но мы надеемся найти какие-то компромиссы, и в лишний раз стараемся не ухудшать отношения с Азербайджаном, поэтому, да, окончательного решения относительно статуса Нагорного Карабаха пока нет.