В Украине еще раз состоялись выборы президента, результаты которых не были поставлены под сомнение ни со стороны общества, ни основных политических сил, ни участников выборов, ни международных наблюдателей. Из числа бывших советских республик такие выборы имели место также и в странах Балтии, Молдове, Грузии. Можно ли утверждать, что данные страны превратились от этого в райское место? Конечно, нет. Там проблем столь же много, как, скажем, и в Армении, в Кыргызстане. И в числе этих проблем бедность, коррупция, эмиграция – пусть никто не надевает розовые очки.
Но эти народы за последние 20 лет смогли совершить поворотный шаг (если хотите, назовите это буржуазно-демократической революцией или демонтажем бандитского государства), который позволяет им жить на совершенно другом уровне национального и государственного достоинства и продвигаться по пути развития.
Говорят, что если мы пойдем этим путем, нас съедят турки, отберут Карабах, мы останемся без газа и погибнем от голода. Когда сегодня спрашиваешь у российских чиновников, они с удовольствием повторяют эти угрозы. Но все это мы слышали и в 1990-1991 гг., и, зная, что будет тяжело, совершили свой сознательный выбор, и победу в Арцахе одержали именно благодаря этому. Почему сейчас этот образ мышления объявляется «маргинальным»? И, кстати, почему «каннибализм», который был осужден (правда, половинчато и непоследовательно) 60 лет назад, сейчас снова «в почете» у армянской элиты, и в современной Армении вдруг «выяснилось», что Сталин, Берия, Микоян, вероятно, и Мугдуси, были довольно-таки положительными государственными деятелями.
Если мы пойдем путем вышеупомянутых стран, то нынешняя власть ликвидируется сама по себе. «Великолепная четверка» – тоже, потому что она является «резервным вариантом» для продолжения того же политического курса. В деле смены друг друга они, конечно, власть-оппозиция, но в идейном, цивилизационном, ценностном смысле – «братаны». Если мы пойдем вышеупомянутым путем, будет очень трудно, крайне сложно и весьма болезненно. Но боюсь, что нынешний путь – это потеря государства.
Скоро будут судить Шанта Арутюняна. Я разделяю его идеи. Его методы мне чужды. Потому что мирные улицы Еревана для меня также представляют национальную ценность.