Большая часть Совета старейшин столицы независимой Армении – Еревана, продолжает заниматься реабилитацией сталинизма, из чего можно предположить, что идея установления памятника Микояну не результат случайной игры ума, это проявление продуманной стратегии власти, вероятно, продиктованной «таможенными веяниями».
Член Совета старейшин, режиссер Ара Ернджакян (РПА), который во всяком случае до сих пор в своем творчестве не проявлял симпатий к тоталитаризму, сейчас видит в сталинской тирании положительные элементы. Надо признать, что здесь есть определенная логика: для оправдания Микояна следует оправдать и Сталина.
Но самое грустное не в этом. Печальнее тот комментарий, который во время обсуждений написал молодой человек, имеющий, по-видимому, оппозиционные взгляды. Согласно ему, если бы Сталин расстрелял больше людей, Армения не оказалась бы в таком положении. То есть, правопорядок, отсутствие коррупции, легитимность властей обусловлены количеством людей, расстрелянных во времена Сталина. Чем больше расстрелянных, тем больше было бы сейчас страха у преступных элементов. Это точка зрения не только данного молодого человека, но и, предполагаю, его родителей и дедов. Якобы законность должна быть утверждена из страха перед «железным кулаком». Оставим в стороне, что хорошего или плохого было во времена Сталина, это вопрос долгих обсуждений. Здесь речь идет о так называемом «сталинском рецепте» – страх перед расстрелом делает человека более законопослушным. Это не иллюзия: страх делает человека безвольным, управляемым, но это путь не к законопослушанию, а к зомбированию.
В случае с Арменией (обязательно сделаем эту оговорку) чем жестче режим, тем власть становится более закрытой, неконтролируемой и, следовательно, коррумпированной. Только бесстрашные и чувствующие ответственность граждане могут «призвать к порядку» власть, и, если есть необходимость, сменить ее. Потому что очевидно, что воровство и беззаконие исходят сверху, из тех стандартов поведения и мышления, которые диктуются «оттуда» обществу. Скажу больше: наши граждане инертны и толерантны именно по той причине, что наши родители и деды жили во времена Сталина – многие из нас связывают свою судьбу с благорасположением властей
Так будет до тех пор, пока существует подсознательный страх перед расстрелом.