Мариам Самвелян родилась и выросла в Сочи. Она благодарна России за многое, но свое будущее хочет и надеется видеть на Родине. Уже 4 года, как Мариам живет в Ереване, учится на журналиста в Российско-армянском (Славянском) университете. Благодаря большому желанию и стремлению, она смогла уговорить родителей отпустить ее переехать в Армению.
«18 лет я жила и училась в России, в Сочи. Я признательна этой стране за образование, за то, что дала мне возможность развиваться в разных сферах, ходить во всевозможные кружки и изучать языки. Как бы не было на чужбине хорошо, но все-таки там все чужие. Грусть душила, всегда хотелось найти что-нибудь родное. Несмотря на то, что я была активной в делах диаспоры, все равно чувствовала, что чего-то не хватает.
К 8-9 классу я поняла, что оставаться в России у меня нет желания, не хотелось работать на благо другой страны. У меня была альтернатива: либо приехать и завоевать Ереван, либо поехать учиться в Москву. В Москву меня абсолютно не тянуло — это совершенно чужой город для меня, а в Сочи оставаться тоже не хотела, потому что не видела абсолютно никаких перспектив. Я начала уговаривать родителей (больше всего папу: мама была согласна) переехать учиться в Ереван. Сначала он отнесся к моему решению как к юношескому максимализму, говорил: посмотрим. Мы пришли к компромиссу: я сдаю ЕГЭ по всем нужным предметам, отправляю результаты в ВУЗы России и приезжаю в Ереван поступать в РАУ, а в дальнейшем уже сама выбираю, где буду учиться. Я, как и положено, сдала все экзамены, поступила на бюджетное место как здесь, в РАУ, на журналистику, так и в Краснодаре - на менеджмент и управление. Выбор был двояким, я отдала предпочтение Еревану. Родители уступили, просто потому, что здесь у меня были братья, здесь своя земля, свои люди.
Мне было сложно оставлять родителей. Я осознавала, что через 2 года моя сестра тоже приедет учиться в Ереван - родители останутся совсем одни. Сейчас я езжу домой раз в полгода, но осознаю, что все могло быть хуже. Я знаю многих ребят, которые бывают дома раз в год или вообще не бывают.
Сначала я хотела поступить на факультет экономики, но, так как узнала, что в Краснодаре я поступила по данной специальности, то решила попробовать что-нибудь другое и поменяла документы на рекламу. В конце концов, поняла, что это мне не интересно, и подала документы на журналистику. Причем, нужно сказать, что я не занималась совершенно. Мне очень повезло, и я поступила.
Первые 2 года я абсолютно была разочарована, думала, что выбрала не ту профессию, что это не мое. Представляла, что сразу должна начаться журналистская жизнь, репортажи, статьи. Но, скорее всего, сама была виновата в этом, так как только хотела и ничего для этого не делала. А уже к концу 2 курса я начала писать статьи для университетской газеты, участвовать в конкурсах, даже стала победителем в одном из них. И так потихоньку втянулась в журналистику. Сейчас я в поисках работы.
До того, как поступить в университет, я бывала в Армении. Как только лето, у меня чемоданное настроение. Когда приезжаешь в качестве туриста, говоришь: «Вот, моя Родина», — и живешь только этим понятием. Первое время в Армении я еще жила в розовых очках.
С первым разочарованием столкнулась по дороге в университет. В общественном транспорте плакала одна женщина. Оказалось, она не могла заплатить за проезд, а водитель сильно кричал на нее. Я не понимала, зачем из-за 100 драмов нужно было так повышать голос на пожилую женщину. Я, в свою очередь, предложила заплатить за нее, после чего водитель начал кричать и на меня. Он посчитал, что я просто рисуюсь. Женщина сошла, и я протянула водителю 5000. Тогда я не очень понимала соотношение этих денег. Я взяла сдачу и не стала пересчитывать их в транспорте. Потом оказалось, что шофер меня обманул и дал намного меньше денег. Мне стало обидно: хотела сделать доброе дело, а меня просто кинули. Но сказать, что из-за этого случая я обманулась в своих надеждах, не могу.
Конечно же, у меня возникает чувство угнетения, однообразия. Но я раз в полгода уезжаю в другую страну, где абсолютно другой менталитет, народ. Замечаю большие различия. Здесь у нас вошло в привычку, что в маршрутке можно подвинуться и вдвоем сесть на одно сидение, а в России, например, такого не встретишь. И ты начинаешь ценить это, понимаешь, что тебе этого не хватает там. Если здесь кому-нибудь станет плохо, то никто через него не переступит и не пройдет мимо. Что бы ни говорили, здесь люди добрее. Все это не может не вдохновлять меня.
Я вижу свое будущее в Армении. На данный момент мне помогают родители. Когда я жила в России, то в свободное время, летом, я работала. Сейчас мне сложно находиться на полном попечительстве родителей, вернее, стыдно. Если я не найду работу, то не смогу остаться. Я приехала сюда, чтобы работать для своей страны и зарабатывать.
Я нашла здесь дорогих для меня людей, причем мы поехали с ними в Сочи, и я познакомила их с моими российскими друзьям. Они очень разные. Но по духу мне ближе мои армянские друзья, так как они понимают меня во многих вопросах.
Я везучая: за эти 4 года бывало так, что мне по-крупному везло. По характеру я упрямая, не могу сказать, что это мне не помогает, я могу добиться своего. Наверное, еще и целеустремленная. На первом курсе мне хотелось получить армянское гражданство. Те, кто были в российском посольстве, понимают, что там творится. Помимо того, что мне около 6-7 месяцев приходилось разбираться с бумажными делами, я еще 2-3 раз получала отказ в приеме документов. Итак, только к 3 курсу мне выдали армянское гражданство. Почему-то здесь принято, что если у тебя не армянское гражданство, то тебя считают более продвинутым. С российским паспортом я чувствовала себя чужой, хотела стать гражданкой своей страны. Самой большой проблемой было уговорить отца позволить мне приехать в Армению, и я это сделала. Но только мы с сестрой знаем, чего это нам стоило. Не каждый родитель позволит своей дочери уехать одной жить в другую страну. Да, я жила с братьями первое время, но все свои проблемы, трудности я преодолевала сама. И то, что мне удавалось их решить, говорит о твердости моего характера, но без везения мне бы ничего не удалось.
В прошлом году я участвовала в конкурсе по социальной журналистике, организованной газетой «Новое время» и компанией «Билайн». Я очень долго думала, принимать участие или нет. Мне казалось, что я не выиграю, и мне ничего не светит. Я отправила статью под названием «В плену». В ней говорилось о насилии над женщинами в армянских семьях. В нашем обществе есть недоговоренная проблема: наши женщины, будучи замужем, стесняются говорить о своих проблемах, разводиться при неудачном браке. Я столкнулась с настолько вопиющим случаем, когда женщина после длительного нахождения в крайне неблагоприятной ситуации, в конце концов, оказалась в больнице. Я считаю это болезнью общества. Мою тему признали актуальной, и я стала одним из победителей. Сам факт того, что я приехала на Родину и выиграла здесь в конкурсе, был большим достижением для меня.
Не могу сказать, оправдан ли мой переезд. Когда все мои мечты и желания будут достигнуты, тогда я смогу ответить на этот вопрос. На данный момент моя цель — устроиться на хорошую работу. Мне бы хотелось, чтобы она была связана с диаспорой.
У меня нет жизненного девиза, просто я стараюсь всегда плыть по течению. Никогда ничего специально не ищу, а то, что у меня получается, я стараюсь делать хорошо».


