
Турки постоянно видят перед собою армян и, особенно, их диаспору. Массовые преступления не забываются. Геноцид полутора миллионов армян турками в 1915 году - одно из массовых преступлений наших соседей, с которыми здесь некоторые, преследуя в основном экономические выгоды, хотят «подружиться».
Визит в Ереван турецкого министра иностранных дел в рамках встречи Организации Черноморского экономического сотрудничества, так или иначе, предвещал быть трудным. Вместе с фактической исторической враждой, вызывающие заявления Ахмета Давутоглу, который предложил армянам отступить из Нагорного Карабаха (очевидно, чтоб армяне там вновь стали жертвой азеров), лишь ухудшили ситуацию.
Компетентные лица в Ереване предложили турецкому министру иностранных дел возложить венок к памятнику жертв Геноцида. Давутоглу нашел это затрудительным и пригласил… коллегу-американку, очевидно с просьбой… покрыть его. Аналогичная ситуация была в 2009 г. в Цюрихе с замораживанием протоколов об улучшении двусторонних отношений, которые тогда подписали Ереван и Анкара под непосредственным давлением Вашингтона, что привело к буре протестов среди армянской диаспоры.
Когда надо, говорили пули
Все это не имеет большого значения. Армяне не хотят даже слышать о Турции, во всяком случае до тех пор, пока она отрицает признание Геноцида и публичное покаяние в нем. И в прошлом они (армяне – прим. пер.) сами наказали инициаторов Геноцида, уничтожая их по-одному. Операция «Немезис»…
Когда попытки добиться правосудия не принесли плодов, тогда за дело взялись армянские коммандос (в противоположность резне греков в Анатолии Кемалем Ататюрком), успешно выполнившие свою миссию, которую возложила на них нация. «Это уникальное преследование на трех континентах было предрешено в Ереване в независимой Армении и в занятом союзниками Константинополе, организовано в Бостоне, имело свой отголосок в Женеве, осуществлялось в Берлине, Риме, в грузинском Тифлисе и даже Центральной Азии», - читаем на переплете книги Жака Дерожи «Операция Немезис» (Афины, 1995, изд. «Стохастис»)[1].
Убийство тиранов…
Исполнение правосудия началось в Берлине, где 15 марта 1921 г. Тейлерян застрелил[2]организатора Геноцида, преступника Талаата пашу, который в своей стране был великим везирем[3] и министром внутренных дел. Тейлерян был арестован, однако в последствии, через несколько месяцев, оправдан в суде: событие, которое было истолковано как признание Геноцида со стороны германского правосудия.
18 июля 1921 г. Мисак Торлакян в Константинополе убил министра внутренных дел Азербайджана Бехбуд хана Джеваншира, который был виновен в массовом убийстве 20 тысяч армян в сентябре 1918 г. Торлакян также был арестован, предан суду, но не был приговорен, а был выслан в Грецию. 5 декабря 1921 г. Аршавир Ширакян ликвидировал бывшего главаря младотурок Саида Халима. Он же, вместе со своим земляком Арамом Ерканяном, 17 апреля 1922 г. вновь в Берлине убил бывшего правителя Трапезунда Джемаля Азми и Бехаэддина Шакира.
25 июля 1922 г. армянские боевики Степан Цагикян, Петрос Тер-Погосян и Арташес Геворгян у штаба тайной полиции большевиков, ЧК, застрелили Джемаля пашу из триумвирата младотурок[4]. За ним последовал Энвер паша, также члена триумвирата младотурок, бывший военный министр, который пал замертво от армянской пули где-то под Самаркандом. Последняя из целей армян, д-р. Назим, был приговорен к повешению в Анкаре, когда был признан врагом кемалистов.

Две книги, изданные издательством «Стохастис» в 90-ых годах: одна – книга Жака Дерожи, другая – Аршавира Ширакяна «Долг крови / Мститель» (последняя - совместно с Армянским национальным комитетом Греции), описывают операцию «Немезис», которая, несмотря на трудности (аресты и т. д.), увенчалась успехом. Операция, которая позволила армянам, выжившим в Геноциде и их соотечественникам в диаспоре, почувствовать удовлетворение. Турецкие убийцы понесли наказание.
Никос Хидироглу,
газета «Элефтери ора» (Ελεύθερη ώρα) от 13 декабря 2013 г.
Перевод с греческого - С. Саяс
Редакция - Пандухт
________________________________
Примечания переводчика:
[1] Эта книга на французском языке была издана в 1986 г.;
[2] В греческом тексте дословно «στέλνει στα πιλάφια» (ուղարկեց փլավների) - это такое выражение, которое пока не могу объяснить;
[3] В греческом тексте дословно «Μέγας Ραββίνος» (Մեծ Ռաբբին);
[4] Джемаля убили Петрос Тер-Погосян и Арташес Геворгян, а Степан Цагикян вместе с Заре Мелик-Шахназаряном принимали участие в организации этого акта.


