Накануне Дня Памяти жертв Геноцида армян российская пресса заискрилась вот такими заголовками: «Эрдоган выразил соболезнования потомкам жертв геноцида армян начала ХХ века». Признаюсь, первая эмоция была весьма позитивной. Ну как же! Лед тронулся! Это же только первый шаг…
Мы (нормальные люди этой планеты) давно заждались, что потомки виновников геноцида, наконец, покажут, что они готовы мыслить по-человечески. Поэтому любой намек на адекватное поведение вызывает приятный спазм в солнечном сплетении. Очень хочется порадоваться за них – за тех турок, которые, наконец, приняли реальность и тоже готовы приложить все силы, чтобы дети, женщины, безоружные крестьяне больше нигде и никогда не становились жертвами озверевших подонков.
Но радостное ощущение очень быстро ушло. Так бывает, когда включается разум.
Что на самом деле стоит за эрдогановским «соболезнованием»? Если честно, то мне плевать на политологические версии. Мне не важно, что это, жест в сторону Обамы или какой-то многозначительный намек Путину. Попытка воздействовать на внутренние элиты или внешнеполитическая операция. Важно одно: заявления подобного рода не имеют никакого отношения к реальным событиям конца XIX начала XX века на территории Западной Армении и Османской империи. Не отражают их и не содержат искренней досады от того, что натворили обезумевшие в своей жестокости соплеменники.
Все эти игры в «полупризнания», в «осуждения отдельных фактов, имевших место…», все эти туманные «соболезнования» и прочие намеки, оговорки - аккуратные, выверенные сотрудниками аналитических департаментов, все это не по-мужски. Не по-людски.
Османский геноцид — это факт, событие, произошедшее в современной истории. Существуют тысячи жутких фотографий и кинохроник, политических воззваний, депеш, тома дипломатической переписки, миллионы свидетельств, в конце концов.
Полтора миллиона зверски убитых, замученных, растерзанных, - их невозможно забыть, спрятать в ящик письменного стола, стереть с жесткого диска. Но оказывается ими можно торговать и торговаться. Игры в непризнание - «тут вижу, а тут не вижу», гнусавые фарисеи-историки, которые пытаются скрыть детские трупики в мутной гуще лживых формулировок, за сто лет все это стало частью выгодной индустрии. Что-то вроде грязного турецкого базара, только вместо фальшивых золотых побрякушек продают фальшивую «политическую целесообразность». Замучить, оболгать, а потом слегка извиниться? Так не пойдет, товарищ Эрдоган! В мире нормальных людей такое поведение называют лукавством. Или более емким словом – трусость.