В Армении быть оппозиционером не героизм, но и не преступление. Так продолжается уже в течение трех лет, после того как весной 2011 года были освобождены политические заключенные. Сегодня оппозиционеры в нашей стране имеют свой собственный бизнес (иногда крупный), свои телеканалы, сайты, газеты, где свободно выражают свою точку зрения. Это нормальное, присущее цивилизованной стране явление, в отличие, например, от Турции, где высшие власти страны запретили «Twitter», вице-президент которой, кстати, вчера встретился с президентом Армении.
Некоторые считают, что это является проявлением слабости властей. Я не знаю, может быть и так. Но лично я предпочитаю подобную «слабость», чем проявление «силы» и «волевых качеств», как, например, произошло в 2006 году, когда партия «Оринац Еркир» перешла в оппозицию, а депутатов-бизнесменов из этой фракции на следующий же день вынудили покинуть и фракцию, и партию по угрозой «раздавить» их бизнес.
Конечно, эту положительную перемену нельзя объяснять только доброй волей властей: общество и партии в последние 6-7 лет стали более зрелыми, изменились и внешние политические факторы. Однако, если завтра к власти снова вернется кто-то, наделенный «волевыми качествами», который будет руководствоваться своими прихотями и мстительностью, то оппозиционеры (кто бы ни был) и общественные активисты будут изумлены или даже взбунтуются, почему по сравнению с нынешней ситуацией сделан шаг назад.
И поскольку проявление оппозиционности больше не является признаком мужества, это также и не будет признаком того, чтобы считаться более лучшим, добронравным, более «национальным». Это просто означает, что данная партия или личность имеют с властями различные представления о развитии страны, и уверены, что в случае наличия соответствующих рычагов, они поведут страну в верном направлении. Личная вражда, шантаж, взаимное напоминание о прежних грехах в стиле АОД-НДС постепенно уходит в историю.
ППА, АРФД и ОЕК поступили очень правильно, что не вошли в коалицию, что имеет смысл только в том случае, если какая-то сила имеет относительное большинство, и возникает необходимость договариваться с другими партиями. Там, где наличествует абсолютное большинство одной партии, коалиция бессмысленна. Пусть все эти силы, с «Наследием» и АНК, вместе или по отдельности представляют свои альтернативные программы по развитию страны, пусть требуют отставки любого должностного лица. От этого выиграет только общество, и как это не покажется парадоксальным – РПА, которая из властно-номенклатурно-бюрократической структуры будет вынуждена превратиться в политическую.
И может быть в этом случае политика перестанет быть «гладиаторским сражением», во время которого «шефы», развалившись в своих дорогостоящих креслах, натравливают друг на друга своих подчиненных.