В Украине по сути нет коллаборационизма, там все гораздо хуже. Если обратиться к истории, организованный коллаборационизм всегда прикрывался и обосновывался патриотизмом и часто даже был по-своему патриотичным. Если сравнить риторику Движения Сопротивления, деголлевской «Свободной Франции» и петэновского правительства в Виши, то именно петэновцы идейно выглядят патриотичнее всех. Вместе с Германией, но во имя Франции, во имя защиты страны и нации с одной стороны от коммунизма и «руки Москвы» в лице Движения Сопротивления, с другой от плутократии и «Свободной Франции» Де Голля, как «марионетки Туманного Альбиона». Символы французского государства могли корректироваться, но поруганию не подвергались, не говоря уже о французском языке, французской культуре. Параллельно с арестами и казнями политических врагов ежедневно проповедовалось единство нации.

На востоке Украины все гораздо хуже. Срывать под восторженные крики и аплодисменты государственные флаги, вывешивать флаги соседнего государства, избивать людей, которые пытаются выйти на демонстрации под украинскими флагами и петь государственный гимн… Общее количество задействованных во всем этом людей... Общее количество людей, которые к этому относятся пассивно-одобрительно или равнодушно… Степень неприятия украинского языка и всего украинского… Это не коллаборационизм, не гражданская война - она ведется за власть над государством, за положение в государстве, а не за развал государства. Если бы на востоке формировалось ополчение, чтобы скинуть «фашистов» в Киеве и построить какую-то единую, сильную и счастливую «антифашистскую», «антибандеровскую» Украину… Но они не хотят никакой Украины вообще – ни унитарной, ни федерализованной, ни конфедерализованной. Они не хотят жить в Украине и не хотят, чтобы Украина жила. Те, кто аплодирует срыванию флагов или спокойно к этому относятся – не коллаборационисты, не «красные» и не «белые». Они просто враги Украины и украинской нации.

Почему так случилось? 
Потому, что украинское государство, как и другие постсоветские, родилось не в результате борьбы, а в результате переформатирования Центра в Москве. С 1991 года под вывесками национальных государств изначально существовали фикции. И роль этих фикций была не в приближении возможности создать нормальное национальное государство, а в исключении такой возможности. Соответственно все эти годы в Украине были заполнены подрывом как экономических, социальных, военных и проч возможностей для суверенитета, так и раскалыванием населения по существующим трещинам. Ведь из регионального патриотизма советского времени ни за три, ни за пять лет нельзя было перейти к совершенно иррациональной ненависти к «фашистам», и никакой телевизионной «промывкой мозгов» этого нельзя было быстро добиться. Это была именно продуманная политика, а в самой Украине были «пешки»-исполнители этой политики и ее «объекты». 
В течение царского и советского времени политика монопольно делалась в Центре, на окраинах находились только функционеры. На «национальных окраинах» до сих пор еще нет не только политиков, но нет по большому счету людей, четко представляющих, что такое политика. Бороться в этой ситуации все равно, что, нетвердо зная, как ходят фигуры, садиться играть шахматную партию с мастером, ставка в которой собственное здоровье и, скорей всего, жизнь. Но ставку выбираешь не ты и время тоже. Это «предложение», от которого нельзя отказаться. 
Политика имеет пределы. И тем, кто считает, будто нации рождаются волей политических элит или волей государства, легко убедиться, что никакая восточно-украинская нация ни сейчас, ни в будущем не родится. Это миллионы людей, которые в смысле национального самосознания по сути никто и звать их никак. Из населения такого рода и вербуется постепенно, век за веком государствообразующий народ большого наднационального государства. Эти люди не то чтобы ассимилированные, у них в силу разных исторических причин идентичность свелась к минимуму. Есть привычный язык, есть привычный образ жизни. Их интересует сильная власть, говорящая на понятном им языке, а весь антифашизм и георгиевские ленточки… Это все атрибутика, которой оправдывается главное – срывание украинских флагов, ненависть к украинскому. Они просто хотят жить под сильной властью, в государстве, которого весь мир боится. И в этом смысле все они действительно скорее русские, чем украинцы.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.