Может ли повышение цен на газ уже на внутреннем рынке привести к определенным волнениям внутри страны? Я бы очень хотел, чтобы в Армении произошла революция. Нам это необходимо. Мы не смогли показать миру, что являемся цивилизованным обществом, способным развиваться эволюционным путем. Армении необходима революция, для обеспечения возможности продвижения вперед. Если мы отрицаем революционный путь, отдавая предпочтение эволюции, которая так никогда и не произойдет, это путь к пропасти. Приклепленный материал
Интервью экс-премьера Армении, депутата парламента от фракции Армянский национальный конгресс Гранта Багратяна агентству ARMENIA Today.
В последний период стала активно распространяться информация о том, что Газпром намерен повысить цены на импортируемый в Армению газ. Каковы будут последствия подорожания с учетом и без того тяжелой социально-экономической ситуации?
Естественно, последствия будут тяжелыми. Усилится инфляционное давление, углубится дефицит платежного баланса. Я считаю, что также снизятся бюджетные поступления, ввиду сокращения доходов ряда предприятий. К примеру, доходы того же АрмРосГазпрома вследствие подорожания сократятся, что соответственно приведет к снижению налоговых выплат государству. Помимо этого, увеличатся транспортные расходы, подорожает электроэнергия, что отразится на себестоимости местной продукции и в особенности в сфере горнодобывающей промышленности. Соответственно, углубятся и социальные проблемы.
Много говорится о том, что до выборов цены на газ на внутреннем рынке будут сдерживаться. Считаете ли Вы это возможным и чем чревато подобное сдерживание цен?
Это возможно. Вполне вероятно, что как и в 2009 году, тарифы на газ и электроэнергию не будут повышены. Государство вполне может сдерживать цены, но в итоге образуется кругленькая сумма, и после выборов эту кругленькую сумму будут возвращать либо за счет граждан, либо втягивая страну в новые долги. В конечном итоге, цена как на газ, так и на электроэнергию будет повышена.
Есть информация, что правительство будет субсидировать повышение цен за счет продажи 10-20% доли Армении в АрмРосГазпроме…
Это также вполне возможный вариант. То есть мы отдаем активы за долги, тем самым полностью теряем контроль над компанией АрмРосГазпром. Подобный шаг вполне возможен, но естественно нежелателен, поскольку если мы в один из дней захотим импортировать газ из Ирана, у нас не будет подобной возможности. По большому счету, мы и сегодня ввиду подорожания российского газа можем импортировать иранский газ, но закупать его должна компания АрмРосГазпром. А кто принимает в этой компании решения? Естественно, владелец 80%-ой доли. То есть потеря оставшихся 20% - это уже вопрос стратегии.
Есть мнение, что повышение цен на газ, имеет определенный политический подтекст, что Россия тем самым пытается оказать давление на Армению. Вы согласны с подобной точкой зрения?
Не очень. Поймите, Россия не повышает цены на газ для Армении. Невзирая на то, что это представляется как цена на газ для Армении, однако в реальности покупает газ у Газпрома компания АрмРосГазпром, Армения тут, по большому счету, не при чем. То есть в реальности происходи следующее: Газпром продает газ компании АрмРосГазпром, которая, в свою очередь, перепродает газ армянским потребителям по цене вдвое выше той, по которой этот газ приобретает. Не исключено, что в результате этого повышения цен может произойти всего лишь перераспределение доходов этих двух предприятий в пользу Газпрома. То есть, не исключено, что повышая цену, целью Газпрома является урегулирование отношений с АрмРосГазпромом, армянские потребители не являются основной мишенью этого решения.
И тем не менее, переговоры вокруг тарифов на газ ведет правительство Армении…
Ну вот, пойдите и спросите их почему так происходит. Я повторяю - одна российская компания продает другой российской компании газ. Зачем Армен Мовсисян сует свой нос в дела двух российских компаний и ведет переговоры о тарифах на газ? Абсурд. Все кому ни лень, занимается ценами на газ. Ведь очевидно, что люди, подобные Мовсисяну, едут в Россию и говорят, что все вопросы решены и можно повышать цены, а потом возвращаются обратно и заявляют, что вот если бы не предпринятые усилия цены на газ были бы выше. И вы никогда не сможете доказать, это правда или ложь.
В случае Армении, правительство страны не должно иметь дела с ценами на газ. Я считаю, что комиссия по регулированию общественных услуг не должна представлять окончательной цены потребителям, поскольку поставщик – один, тут у нас монополия. Я уверен, что если комиссия Роберта Назаряна не будет заниматься этим вопросом, цены на газ снизятся. К примеру, в Украине ситуация несколько иная, русские продают газ украинской компании, а она уже украинским потребителям. В этом случае регулирование цен оправдано. Но в условиях, когда мы начинаем заниматься регулирование цен на продукцию АрмРосГазпрома, который, в принципе, является филиалом того же Газпрома, мы оправдываем повышение цен.
Может ли повышение цен на газ уже на внутреннем рынке привести к определенным волнениям внутри страны?
Я бы очень хотел, чтобы в Армении произошла революция. Нам это необходимо. Мы не смогли показать миру, что являемся цивилизованным обществом, способным развиваться эволюционным путем. Армении необходима революция, для обеспечения возможности продвижения вперед. Если мы отрицаем революционный путь, отдавая предпочтение эволюции, которая так никогда и не произойдет, это путь к пропасти.
Спасибо за интервью
Беседу вела Нана Ваграмян