Федеральное устройство Украины предлагается не для ее блага, считает Тимошенко. Это хитрый ход Владимира Путина, придуманный ради будущей возможной аннексии восточных областей.
Паузу между объявлением войны в сентябре 1939 года и нападением нацистской Германии на Бельгию и Францию в мае 1940 года часто называют «фальшивой» или «странной» войной из-за отсутствия боевых действий между враждующими сторонами. С момента, когда Россия аннексировала Крым и стала стягивать войска к нашим восточным границам, Украина живет в состоянии странного мира.
Но нет ничего фальшивого в попытках Украины отстоять свою страну и демократию. Наши юноши и девушки добровольно записываются на военную службу, как никогда раньше. Наше правительство добилось от Международного валютного фонда выделения стабилизационного кредита, который даст нам инструменты для того, чтобы привести в порядок финансовую и экономическую ситуацию. Соглашение с МВФ налагает на нас непростые экономические обязательства, но украинцы согласны заплатить эту цену за сохранение независимости.
После долгого периода отсутствия трат на военные расходы, когда мы, как и вся остальная Европа, были уверены, что границы на нашем континенте уже никогда не будут изменяться силовым путем, сейчас мы вынуждены увеличивать расходы на оборону, несмотря на тяжелое состояние экономики. Больше мы никому не уступим ни пяди суверенной украинской территории. Ни клочка.
Самое главное, что мы начинаем президентскую выборную кампанию, несмотря на скопление российских военных близ наших границ. В мае граждане Украины свободно изберут нового президента — это лучший возможный ответ российской пропаганде, утверждающей, будто мы не сможем удержать демократию.
Но пока украинцы пытаются перестроить страну после грабительского периода Виктора Януковича, перед нами возникла новая угроза в форме «содействия стабилизации обстановки» —это старый советский инструмент, созданный для подрыва решительности Запада.
Недавний телефонный разговор российского президента Владимира Путина с президентом США Бараком Обамой об урегулировании кризиса на Украине, за которым последовали предложения Кремля, — это на самом деле скорее дестабилизация обстановки.
Путинский гамбит очень похож на знаменитую Ялтинскую конференцию 1945 года, где Иосиф Сталин сделал Уинстона Черчилля и Франклина Рузвельта соучастниками раздела Европы, из-за которого половина континента оказалась порабощена почти на полвека. Сейчас Путин пытается сделать Запад соучастником расчленения Украины, продвигая созданную Кремлем федеральную Конституцию, в результате которой может появиться дюжина Крымов — небольшие куски, которые России потом будет легче проглотить.
Конечно, федерализм вроде бы вещь хорошая. Делегирование политической власти на тот уровень, который ближе к людям и их нуждам, в принципе очень привлекательная идея и зачастую эффективная. Но процветание Украины — это не то, о чем заботится Путин. Для него федеральное устройство Украины — это лишь политический ход, способ впоследствии присоединить к Российской Федерации восточные и южные регионы Украины.
Достаточно посмотреть на то, что написано в предложениях России мелким шрифтом: новые украинские субъекты федерации будут иметь решающее слово в «определении украинской внешней политики». Эта оговорка даст возможность Путину контролировать и манипулировать русскоговорящими регионами Украины с тем, чтобы они заблокировали европейский путь развития страны.
Конституционное устройство Украины должны определять только украинские граждане и никто другой. У России в этом вопросе не должно быть права голоса. Как не должно быть права голоса и у любых других стран, даже если они правда пытаются нам помочь.
Украина не Босния, где конституция появилась в результате переговоров о мирном урегулировании после долгих лет кровопролитных боевых действий, последовавших за распадом Югославии. Украина — это полностью суверенное государство, признанное всем миром, включая Россию.
Повестись на путинский притворный федерализм — значит согласиться со всей той ложью, которую Кремль сейчас распространяет об украинском временном правительстве и смелых мужчинах и женщинах, свергнувших Януковича.
Подчиненные Путина заявляют, что русскоговорящее население Украины в опасности, но не могут привести ни одного примера преследований, которые бы это доказывали. Никаких русскоговорящих беженцев не хлынуло в Россию из Крыма или восточных областей Украины. Никто из русскоговорящих жителей Украины не обращался в другие страны за политическим убежищем.
Причина проста: не существует никаких преследований русскоговорящих граждан Украины и никогда не было. Украинское правительство под руководством Януковича было некомпетентным, коррумпированным и лживым. Но оно одинаково притесняло всех граждан.
Если русскоговорящих граждан никто не притесняет, нет никаких причин менять политическое устройство страны. Так почему Украина должна создавать новый конституционный порядок, основанный на Большой Лжи? Все, что нам нужно, так это компетентное, эффективное и свободное от коррупции правительство. С помощью Европы и ее технического содействия мы такое правительство создадим.
Желание дипломатов найти мирное решение для украинского кризиса понятно. Но если Запад примет условия, которые требует Россия, это напрочь подорвет украинский суверенитет. Хуже того: принятие российских условий легализует практику, при которой более сильные государства могут грубо вмешиваться в дела более слабых соседей вплоть до лишения их независимости.
Украина будет противостоять грубому вмешательству — даже в одиночку, если потребуется. Мы отказываемся играть роль беспомощной жертвы в будущих учебниках истории.