http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/9
А. ВЕНЕДИКТОВ – В этой связи я вернулся бы к теме, которая, наверное, неоднократно вами обсуждалась. Это знаменитый железнодорожный путь на Армению. Из России на Армению через Грузию. Нельзя ли каким-то таким же образом с помощью таких же хитроумных механизмов запустить эту железную дорогу?
Г. ВАШАДЗЕ - Алексей, мне очень часто этот вопрос задают.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Просто есть ВТО…
....
Г. ВАШАДЗЕ - И мы каждый раз надеялись, что Россия в ответ сделает что-то. Ну хотя бы расширит список людей, которые своих грузинских родственников могут приглашать в Москву. Не отменить визовой режим совсем, а кроме мужа и жены и матери, отца добавить еще хотя бы брата и сестру. Вот сходите, пожалуйста, посмотрите, где консульская группа, секция интересов РФ швейцарского посольства. Посмотрите на эти очереди. Все выглядит дико. А про маленькие вагончики и автобусики и так далее, где идет торговля этими визами, я про это просто не говорю. Поэтому мы каждый раз искренне надеялись, что нам наконец удастся какой-нибудь конструктив получить из Москвы. Не сбылось. Теперь, когда мы обсуждаем вопрос железной дороги. Прекрасно. Кому нужна железная дорога? Железная дорога нужна России. Железная дорога, безусловно, нужна Армении. Железная дорога нужна Грузии. Вот тут вопросительный знак. Нам оно надо?
А. ВЕНЕДИКТОВ – Вам оно надо?
Г. ВАШАДЗЕ - Вы знаете, у нас летают прямые рейсы. Сказать вам прямо, что они укомплектованы под завязку, - нет. Билеты можно спокойно купить буквально за день. Это тоже вы на себе в Москве испытали. Хотя у нас 400 тысяч туристов было из России в 2011 году. В этом году даст бог, мы ждем около миллиона. И какое отношение здесь к россиянам, вы сами знаете. Для того чтобы мы для своих друзей, армянских друзей и для возможного партнера России дали свое согласие, надо разобраться в нескольких вопросах. И самый главный вопрос – правовой. Есть абхазский участок грузинской железной дороги, который приватизирован практически или де-факто РЖД. Вот как с правом собственности на этот участок. Если вы соглашаетесь на экстерриториальность этого участка, соответственно вы соглашаетесь, что рядом с вами существует какое-то непонятное образование, которое именуется независимым государством, которое утверждает, что все, что находится там, это собственность суверенного государства. Если вы на это не соглашаетесь, тогда найти правовой модус вивенди практически невозможно. Даже если вы сейчас если мы все бросим и сядем, начнем думать о том, каким образом восстановить эту железную дорогу, честно говоря, взаимоприемлемое решение найти будет очень трудно. И потом, Армения имеет преференциальный режим, когда пользуется всей инфраструктурой Грузии. Железная дорога, безусловно, нужна, но сказать, что Армения прямо задыхается без этой железной дороги, не нужно. А вот что России нужно? От этой железной дороги. Что, связи с Грузией. Сильно сомневаюсь. По-моему, первая цель это снабжение военной базы в Гюмри. А что касается нашей безопасности, особенно угроз, которые нашей безопасности исходят с севера, то мы здесь проявляем максимальную осторожность.
А. ВЕНЕДИКТОВ – То есть железная дорога еще имеет военно-политический…
Г. ВАШАДЗЕ - Безусловно.
А. ВЕНЕДИКТОВ – Просто я хотел, чтобы вы это сказали....


