История армянского геноцида относится к таким тяжелым ценностным вещам, которые можно считать «большим калибром». Действительно, массовое убийство армянского населения Турции, санкционированное младотурецким правительством и осуществленное армией и курдами, справедливо сравнивают с уничтожением евреев (шоа, катастрофой). И оно справедливо называется мец егерн, великим злодеянием. Но насколько оправданным кажется давить на эту большую кнопку в случае недавних событий в Сирии? 

То, что мэр сирийского города Кесаб опроверг сведения о массовом убийстве армян, показывает, насколько зависима современная информационная среда от вбросов, ловко организуемых пропагандистский машинами, и, с другой стороны, насколько важным для современный пропаганды является видеоряд. Триггером выступило именно видео. А затем прочертили прямую линию между событиями в Сирии и событиями столетней давности в Турции. Заметим в скобках, что недоосознанная Европой и миром в целом трагедия армянского геноцида и ревизионистские попытки отдельных политиков, подкрепляемые нежеланием ссориться с Турцией, видящей в признании факта армянского геноцида урон для своего реноме, дает возможность произвольно пользоваться этим важными и трагическим гуманитарным символом.

Но рaccмотрим ситуацию с Кесабом. В Сети появляется видео с кадрами зверского убийства каких-то людей, предположительно христиан, какими-то другими людьми, предположительно, мусульманами-радикалами из «Аль-Каеды». На основе этого видео выстраивается прямая цепь к ценностной кнопке и объявляется, что убитые были именно жителями Кесаба, армянами. Теперь, когда выяснилось, что специально армян никто не убивал, а грабежи и депортации, увы, являются частью жизни территорий, подконтрольных исламистам, можно перевести дух и ответить на два вопроса: кому была нужна истерия в этом месте и что из этого следует?

Очевидно, что на кнопку кроме обеспокоенных армянских СМИ (беспокойство и алармизм их вполне можно понять) стали жать как наши российские сторонники поддержки Асада, так и международные СМИ, видящие в Сирии арену «нарушений прав человека», которые, вроде бы, свидетельствуют о неспособности Асада контролировать страну. И те, и другие неправы. Первые – потому, что фактов дискриминации и жестокого обращения с христианским населением в Сирии и так много, все они суть «эксцессы войны». Но как мы видим по украинским событиям, общественное мнение уже готово к жертвам революции и вполне может списать несколько тысяч убитых христиан в побочные эффекты борьбы за свободу и демократию. Что касается мирового внимания к теме, то сделать из него очередную историю про «жалкого и бессильного Асада» сложно на фоне больших стратегических успехов правительства в Латакии и отсутствии каких-либо отрицательных данных о жестокости правительственных войск или угрозах применения химического оружия. Поэтому со всех точек зрения это выстрел вхолостую.

Теперь про то, что из этого следует. Во-первых, следует еще раз задуматься о судьбах христианского населения Ближнего Востока – армянах, сирийцах-маронитах, арабах-христианах и прочих, которые в этой ситуации чувствуют себя попавшими между молотом и наковальней. Никто особенно не рвется защищать их права. Подобно тому, как многие просвещенные европейские страны мнутся с признанием армянского геноцида, чтобы не «рассердить наших партнеров на Востоке», сейчас случаи жестокостей по отношению к христианам Ближнего Востока стараются не выпячивать.

А если учесть, что исламский фундаментализм является ведущей движущей силой разных «революций», сердить их не с руки. И это печально с позиции борьбы за правду. Для честных людей из этого следует необходимость дальнейшей борьбы за признание армянского и вообще христианского (сирийского, например) геноцида в мировом масштабе. Пока не принесено общее покаяние в этом злодеянии, геноцид продолжается как история, и внимание к фактам оправдано и важно.

Из этого следует еще одна вещь: любые войны, революции, перевороты – зло, несущее угрозы, беспорядок, а то и гибель людям. И борьба за решение всех конфликтов мирными дипломатическими средствами – главный приоритет. Всякие рассуждения о том, что «наступает такой момент, когда надо брать в руки булыжники» логически предполагают дальнейшую эскалацию. Джинна трудно запихнуть назад в бутылку. Ведь и младотурки пришли к власти в ходе революции Иттихат 1908 г. Не прошло и десяти лет, как революция вылилась в сирийский и армянский геноцид, которые до сих пор остаются неразрешенным конфликтом европейской совести.

АЛЕКСЕЙ МУРАВЬЕВ

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.