С началом национально-освободительной войны в Нагорном Карабахе в рядах азербайджанской армии появились наемники. Оно и понятно – время было смутное, СССР развалился, а заработать на войне можно было прилично. Первые наемники появились в Азербайджане уже в 1991 году и были они из Украины, чему есть вполне понятное объяснение, с точки зрения украинских националистов. Верные заветам Степана Бандеры, они ненавидели и ненавидят все русское и, следовательно, все страны, которые симпатизировали и симпатизируют России, для них – враг №1. Не обошлось здесь и без руки Турции, которая подогревала антироссийские настроения на постсоветском пространстве.
К Турции мы еще вернемся, а сейчас поговорим об Украине, а вернее об УНА-УНСО, которая в 1991 году возрадовалась, что может повоевать с русскими. Понятное дело, до России дело не дошло, зато вдруг оказалось, что есть война в Карабахе, который явно тяготеет к России и значит надо подсобить «азербайджанским братьям». Но самое интересное то, что украинцы, вместо того, чтобы направить все силы на созидание и строительство собственного государства, сделали все с точностью наоборот. Степан Бандера даже в самых радужных мечтах не мог себе представить нынешних границ Украины. Это небольшое вступление может как-то объяснить присутствие украинских наемников в азербайджанской армии, которая ни тогда, ни сейчас не отличалась боеспособностью и моральным духом. О профессионализме и говорить не приходится – огромное количество закупаемого оружия лежит мертвым грузом, потому что с ним никто не умеет обращаться.
Итак, Украина. Доставшееся после распада СССР вооружение нужно было продать, потому что его было слишком много. Тут и покупатель подвернулся – Азербайджан, который уже тогда платил не торгуясь. Все танки, самоходные артиллерийские установки, «Грады» и «Смерчи» поставлялись из Украины вместе с инструкторами. Тысячи наемников из числа офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат бывшей 4-й армии пополнили ряды азербайджанской армии. Азербайджан первым в ходе войны применил реактивную систему залпового огня БМ-21 «Град», вертолет огневой поддержки Ми-24, тактический вертолетный десант, штурмовик Су-25, парашютный десант. И все это благодаря Украине, а вернее ее стойкими борцам с Россией – бандеровцами.
Первый посол Российской Федерации в Армении Владимир Ступишин 30 сентября 1992 года, посетив в составе российской делегации во главе с премьер-министром Егором Гайдаром Баку, позднее вспоминал в своих мемуарах: «Шония (Вальтер Шония, посол РФ в Азербайджанской Республике) познакомил меня с некоторыми азербайджанскими чиновниками, которые с ходу обрушились на армян… вменяя им в вину… использование наемников на войне с бедным, несчастным Азербайджаном. Я, естественно, напомнил им о русских и украинских пилотах, летающих на азербайджанских самолетах и даже попадающих в плен к нехорошим карабахцам»…
Согласно наиболее информированным наблюдателям, большинство пилотов в рядах ВВС Азербайджана составляли наемники. Основным контингентом наемников были бывшие летчики советских ВВС, граждане Украины. Одновременно Украина взяла на себя роль поставщика запчастей к самолетам и их техническое обслуживание. Кроме того, на большегрузных транспортных самолетах из Украины в Азербайджан доставлялись комплектующие самолетов-истребителей и бомбардировщиков, и под руководством украинских же инструкторов была организована их сборка близ Баку. После успешных действий армянских частей ПВО в Нагорном Карабахе и приграничной полосе Армении было сбито около двух десятков самолетов противника, в азербайджанских ВВС возникли трудности с кадрами летчиков.
С провозглашением независимости Азербайджана, Юрий Беличенко был нанят для участия на азербайджанской стороне в военных действиях в Нагорном Карабахе, зарплата наемника составляла 5000 $ в месяц. Правда, не вся сумма доходила за наемников – воровство и коррупция в азербайджанской армии были всегда и явно будут. Большинство азербайджанских воздушных атак в Нагорном Карабахе, вероятно, были неразборчивы, и были предназначены для того, чтобы деморализовать гражданское население. Такие нападения на гражданских жителей и гражданские объекты ясно запрещаются международным правом. Были случаи, когда летчики просто сбрасывали бомбы на безлюдные территории, все было.
В ходе боев в Мардакертском районе 25 ноября 1991 года, в небе над Степанакертом армянские силы ПВО сбили Беличенко, самого известного наемника, которого демонстрировали по российским и армянским телеканалам. В своем интервью телевизионным журналистам на вопрос как он оказался за штурвалом боевого самолета чужого государства, он сказал: «Мне предложили снова вернуться на службу, но уже в российской армии. Я отказался, так как не было желания возвращаться к очевидному бардаку, который творился в вооруженных силах. А здесь мне пообещали зарплату в 5 тысяч долларов и квартиру в любом российском городе. Я согласился».
Несмотря на то, что бывший офицер пошел воевать за деньги, его можно понять. В 1991 году авиационный полк, который дислоцировался под Баку и, в котором служил Беличенко, попросту разогнали и боевой офицер остался не у дел. Поиски работы положительного результата не принесли, а тут такое предложение – хорошая зарплата и работа которую он умеет выполнять: летать и стрелять. Согласно показаниям Юрия Беличенко, он дал согласие на просьбу эмиссаров Народного Фронта Азербайджана перегнать за умеренную плату самолеты с военного аэродрома в населенном пункте Насосный на военный аэродром в Гянджу. После этого ему было предложено совершать боевые вылеты в районы, находящиеся под контролем армян. «В Карабахе на боевые задания летал месяц. Перед очередным вылетом мне давали карту с нанесенными на ней объектами, подлежащими уничтожению. Что это были за объекты, мне не говорили», — рассказывал Беличенко. Но мы уже знаем, что это были города и села, и бомбили украинские летчики мирное население.
Всего за время нахождения в рядах ВВС Азербайджана Беличенко на самолете МиГ-25ПД совершил 16 боевых вылетов. Военным трибуналом Нагорного Карабаха Беличенко был приговорен к высшей мере наказания — к смертной казни, позже был помилован, а после помилования Беличенко служил начальником аэропорта в Степанакерте, потом вернулся на родину.
Рассказывает Дмитрий Корчинский, член УНА-УНСО:
«В конце весны 1994 года к нам обратились родственники летчика Беличенко. Он был сбит над Нагорным Карабахом, попал в плен и приговорен к смертной казни. Беличенко служил в Азербайджане. Мы старались заинтересовать его судьбой МИД Украины, но напрасно. Тогда я поехал сам.
…Через три часа езды по горной дороге мы были в Степанакерте. Было видно, что город сравнительно недавно бомбили, встречались разрушенные и сгоревшие дома, но ощущалось, что за порядком смотрят. Ни одного вооруженного человека на улицах мы не увидели. Комитет Обороны охранял один милиционер с пистолетом. Он сидел, как вахтер за стеклом и не вышел, когда мы проходили мимо него. Председателем Комитета был Роберт Кочарян… Мы заговорили о Беличенко. Кочарян согласился заменить смертную казнь на пожизненное заключение. Условием полного помилования он назвал официальное обращение к нему МИД Украины».
5 сентября 1991 года был сбит Ми-24, в котором погибли майор Сергей Синюшкин и капитан Евгений Карлов, которые согласились выполнить несколько боевых вылетов за определенную плату. Оба были уроженцами Украины. По некоторым данным за годы войны армянским подразделениям удалось сбить 7 самолетов и несколько вертолетов. Но сейчас, по прошествии времени, уточнить это почти невозможно. Правду знают только в Главном штабе ВС РА, но она не подлежит разглашению.
Совсем недавно на Украине были в числе прочей авиатехники куплены четыре истребителя — бомбардировщика Су-17. Но по прибытии на место, то есть в Азербайджан, оказалось, что это фронтовые разведчики Су-17М4Р, к тому же хранившиеся в весьма неблагоприятных условиях и малопригодные для дальнейшего использования. Поэтому в Баку в срочном порядке отправились украинские специалисты, которые руководили процессом «доведение до ума» летающего металлолома.
Но еще в начале 90-х годов Украина вопреки резолюции ООН, призывающей воздерживаться от поставок вооружений в зоны конфликта, поставляла оружие и военное имущество в Азербайджан. Она открыто односторонне вооружала азербайджанскую сторону в период ведения активных боевых действий, по поводу чего МИД Армении в сентябре 1993 года выступил с официальной нотой протеста, которую пыталось было опровергнуть, внешнеполитическое ведомство Украины. В сентябре 1993 г. из Украины в Азербайджан на самолетах было отправлено 85 танков Т-72. Примерно в тот же период Азербайджан получил около 50 танков Т-55 и несколько боевых самолетов МиГ-21, причем после запросов ряда организаций по контролю над вооружениями Баку был вынужден признать данный факт и уведомить государства-участники ДОВСЕ. Зимой 1993-1994 гг. Украина также поставила свыше 50 танков Т-54, Т-55 и Т-62 .
В сентябре 1993 г., в ответ на официальную ноту протеста со стороны МИД Армении, украинское внешнеполитическое ведомство опровергло факт передачи танков Азербайджану. По заявлению МИД Украины, Азербайджану лишь были возвращены отремонтированные на украинских предприятиях азербайджанские танки. Однако надо отметить, что в частях 4-й Армии на территории Азербайджана находились на вооружение танки Т-72, но никак не Т-54, Т-55 или Т-62, тем более в таких крупных количествах. Стало быть, все танки данных типов, широко использовавшиеся Азербайджаном в ходе боевых действий в Нагорном Карабахе, были получены республикой из других государств. Впрочем, в своем докладе за 1993 г., предоставленном в Регистр обычных вооружений ООН (UNROCA), Украина признала передачу 100 танков и 10 боевых самолетов Азербайджану. Позднее, уже в 1994 г., как отмечают западные исследователи, появились новые сведения о поставках танков из Украины в Азербайджан. Уже без уведомления государств-участников ДОВСЕ, Баку закупил у Украины 12 самолетов МиГ-21, 4 Су-15, 2 Су-25, а также 100 танков Т-55. Весной 1994 г. в Азербайджан спецрейсами были доставлены запчасти к танкам Т-62. В 1995 г. Азербайджан получил авиабомбы с полуактивной системой лазерного наведения и противорадиолокационные ракеты класса «воздух-земля» Х-25 МЛ и Х-29. В 1996 г. в Азербайджан было доставлено 2600 ракет для реактивных систем залпового огня (РСЗО) БМ-21 .
С тех пор, поставка вооружений никогда не прерывалась точно так же, как и попытки отрицания этого несомненного факта, украинской стороной. В качестве примера было приведено заверение начальника Генерального штаба Украины Сергея Кириченко, в Ереване 24 мая 2006 года: «Украина не вмешивается в конфликты между странами и не поставляет вооружений одной из сторон. Это касается как легкого вооружения, так и танков, и самолетов». Автор этих строк на одной из встреч с первым послом Украины Александром Божко в 1994-м или 1995-м году спросил об украинских наемниках в азербайджанской армии, однако ответа не было. Более того, Божко стал обвинять некоторых журналистов в «дезинформации». А это уже было, после суда над летчиком Беличенко.
Военно-техническое сотрудничество Украины с Грузией и Азербайджаном сходно по такому количеству параметров (от видов поставляемого вооружения до коррупционных схем), что с уверенностью можно говорить об их идентичности. Так, например, сопоставление данных открытых источников, относящихся к перечню вооружений, поставлявшихся Украиной в Грузию и Азербайджан в 2006-2007гг., дает основание говорить об их идентичности. Отсюда и вовсе не академический для Армении вопрос, обращенный к экспертам Специальной следственной комиссии Верховной Рады: имеет ли место подобная идентичность в 2008 году, в частности относительно поставок в Азербайджан следующих видов вооружений: бронетранспортеры БТР-70; БМП-1 и БМП-2; танки Т-72; зенитные ракетные комплексы (например, «Стрела» и «Игла»); реактивная система залпового огня «Смерч»; дивизионный ракетный комплекс «Точка-У»; зенитные управляемые ракеты; МиГ-29; СУ-25; учебно-боевые самолеты L-39; пусковые установки; реактивные снаряды и т.д.?
Для уточнения более полной картины незаконных поставок вооружения в регион следственной комиссии необходимо обратить внимание и на другое, вовсе не второстепенное обстоятельство. В 2006-2007гг. из Украины в Азербайджан был поставлен значительный объем запасных частей к различным видам вооружения. Широта их ассортимента дает основание утверждать, что, по сути, в Азербайджан, таким образом, перевозились разукомплектованные вооружения, конечная сборка которых производится на территории АР (косвенным подтверждением этому является интенсивный рост производственных мощностей Министерства оборонной промышленности АР). Особый интерес в этой связи представляют запчасти, предназначенные для доукомплектования находящейся на вооружении ВС АР техники, не указанной в Реестре ООН.
Осуществляя поставки учебно-боевых самолетов L-39 Азербайджану, Украина взяла на себя определенные обязательства по их обслуживанию, периодически направляя для этого соответствующих специалистов в АР. При упоминании каких-либо ведомств или фирм, занимающихся поставкой вооружений из Украины, разговора о коррупции не избежать.
Специальная комиссия Верховной Рады, как известно, составила перечень техники, поставлявшейся Украиной Грузии за последние 10 лет, чтобы не в последнюю очередь установить в этих поставках наличие элементов коррупции. В этом перечне в графе «канал поставки и поставщик ВВТ» указано, что в августе 2007г. поставкой танков Т-72 и запчастей к ним (12 единиц) занималась американская компания VVS Engineering LTD.
До 2010 года сумма продаж украинского вооружения за границу составила 2,5 млрд. долларов, но в казну поступило в 10 раз меньше.
В 2013 году был заключен контракт на поставку в Азербайджан продукции, выпускаемой на донецком оборонном заводе «Топаз». Сообщая об этом, украинский военный портал mil.in.ua не исключает, что речь идет о станции радиотехнической разведки «Кольчуга». Следует отметить, что данная техника позволяет обнаруживать и распознавать наземные, воздушные и надводные цели, при этом сама остается незамеченной.
«Кольчуга», работая по принципу тропосферного распространения, способна не только обнаруживать, но и распознавать наземные (надгоризонтные) и воздушные цели. В памяти системы записаны разнообразные образцы предполагаемых целей. Поскольку система ведет разведку в пассивном режиме, то есть сама радиоволны не излучает, поэтому обнаружить ее трудно. Комплекс «Кольчуга» состоит из трех станций. Он способен с высокой точностью определять координаты наземных и надводных целей, маршруты их движения на расстоянии до 600 км в глубину территории и на 150 км по фронту, а для воздушных целей на высоте 10 км — до 800 км. Чувствительность радиотракта составляет от 110 до 155 дБ/Вт в полосе панорамного обзора. Это обеспечивается пятью антенными системами, рассчитанными на разную (метровую, дециметровую и сантиметровую) длину волны. «Кольчуга» контролирует импульсное и непрерывное излучение на частотах 135170, 230-470 и 750-18000 Мгц. Система оборудована параллельным 36-канальным приемником обнаружения и электроникой, способной исключить фоновые сигналы и одновременно сопровождать сигналы от 200 целей. Благодаря пассивной радиолокации «Кольчуга» не может быть обнаружена традиционными средствами радиоэлектронной разведки. Естественно, что управлять этой сложной системой сам Азербайджан не в состоянии по причине отсутствия кадров. Значит и специалистов поставляет Украина.
Мы намеренно сделали упор на поставку военной техники из Украины в Азербайджан, потому что наемник приехал, пострелял, если остался в живых – получил обещанные деньги и благополучно уехал. То есть это разовая акция. Техника же понятие более серьезное и она, даже морально устаревшая, способна изменить ход войны. Правда, в том случае, если противник вооружен дубиной. А если вооружение противника лучше и новее - то вопросы снимаются.
Ко всему сказанному следует добавить, что Дмитро Ярош вместе с Доку Умаровым организовал лагерь для террористов в Закаталах, в Азербайджане, где готовились боевики для операций в НКР. А Петр Порошенко, экс-глава СБ Украины прямо заявил: «В случае необходимости Украина однозначно поддержит Азербайджан».
Добавим также, что снайперами в основном были женщины из Украины и Прибалтики, бывшие биатлонистки. Во время боев за одну из деревень женщина-снайпер в течение многих часов одна сдерживала наступление армянского отряда. Как рассказал автору писатель Бакур Карапетян, во время одного из боев была убита женщина-снайпер, при которой были документы гражданки Украины.
И последнее. «Несмотря ни на что, и тогда, в начале 90-х годов 20-го века, и сейчас, Украинская национальная ассамблея — Украинская народная самооборона УНА-УНСО всегда выступала в карабахском конфликте за сохранение территориальной целостности Азербайджана. Скажу сразу, лично я в Нагорном Карабахе не был. Но территориальную целостность Азербайджана тогда защищало много украинцев. Одним из них, был очень близкий мне человек — Леонид Ткачук, который являлся капитаном-инструктором в Карабахе. К сожалению, впоследствии Ткачук погиб в Грузии в 1993 году. Он погиб в Сухуми, где и был захоронен. УНА-УНСО окажет Азербайджану посильную помощь для восстановления своей территориальной целостности», — заявил недавно председатель исполкома УНА-УНСО Микола Карпюк.
И сегодня, когда боевики-бандеровцы грозятся войти в Крым и «очистить его от москалей», сразу вспоминается бесславная смерть тех же наемников в горах Карабаха.
Роман Севанский