В эти дни, когда практически все внимание мировой общественности приковано к событиям на Украине, в частности, в Крыму, исполняется третья годовщина кровопролитного конфликта в Сирии.  Начавшийся в этой ближневосточной стране в марте 2011 года конфликт, по данным ООН, привел к гибели более 100 тысяч человек, более чем 6800 человек получили ранения. 9,3 миллиона сирийцев внутри Сирии нуждаются в помощи. 6,5 миллиона из них — внутренне перемещенные лица. Война привела также к массовому исходу сирийских беженцев в соседние страны. На сегодняшний день их число составляет 2, 5 миллиона человек.
 
Не секрет, что «арабская весна», в том числе события в Сирии привели, в частности, к массовому исходу христиан с Ближнего Востока, региона, откуда и произошло христианство. Об этом не раз говорили эксперты, в том числе в интервью с ИА REGNUM, писали об этом и СМИ западных стран, которые поддерживают вооруженную оппозицию в Сирии, заявляли об этом и официальные лица, в том числе глава МИД России Сергей Лавров (см. здесь).

Как известно, события в Сирии отразились и на судьбе одной из самых древних армянских общин на Ближнем Востоке. Как сообщил ИА REGNUM руководитель аппарата министерства диаспоры Армении, глава рабочей группы по вопросам сирийских беженцев Фирдус Закарян, жертвами вооруженного конфликта в Сирии стали 90 армян. Были раненые, армяне нередко похищались боевиками. «Спустя почти столетие после Геноцида армян в Османской Турции, армяне по-прежнему уничтожаются в Сирии», — написал автор опубликованной в декабре прошлого года в британской газете The Independent статьи Роберт Фиск. «Сирийскую войну ведут на костях убитых армян, а потомки выживших армян-христиан, которые нашли убежище на древней сирийской земле, снова были вынуждены бежать — в Ливан, в Европу, в Америку. Сама церковь, в которой кости убитых армян нашли свой якобы последний приют, была повреждена в новой войне, хотя никто не знает, кто в этом виноват», — констатировал он, справедливо заметив немаловажный момент: «армяне, как и многие другие христиане Сирии, не поддерживают революцию против режима Асада (президент Сирии Башар Асад — прим. ИА REGNUM), хотя их вряд ли можно назвать и сторонниками Асада».

Несмотря на последний факт — нейтральную позицию, армянская община Сирии оказалась под угрозой физического исчезновения, ее будущая судьба до сих пор остается неизвестной. По данным Миндиаспоры Армении, после трех лет кровопролитной войны в Сирии осталось 50 тысяч армян, 30 тысяч из которых проживают в экономической столице страны — Алеппо (отметим, что, по некоторым данным, армянская община Сирии до войны насчитывала до 100 тыс. человек, ряд источников заявляет о 60 тыс., Миндиаспоры — о 80 тыс.). По официальным данным, более 11 тысяч сирийских армян бежали в Армению. Значительное количество армянских беженцев из Сирии нашли приют в соседней стране — Ливане, где также существует многочисленная и влиятельная армянская община. Согласно источникам ИА REGNUM, близким к Ливанской епархии Армянской Апостольской Церкви, их оказалось более 10 тысяч, 3 тысячи из которых прибыли из Дамаска. При этом среди них много желающих продолжить свой путь дальше — в Европу. Еще порядка 10 тысяч сирийских армян, по экспертным оценкам, эмигрировали в другие арабские страны, Европу и США.

От предоставления количественных данных в самой армянской общине Сирии отказались, обусловив это отсутствием точной информации ввиду нестабильной ситуации в стране. Как заявил в беседе с ИА REGNUM пресс-секретарь армянской общины Алеппо Жирайр Раисян, продолжаются как перемещения армян по различным районам Сирии, так и их эмиграция в другие страны, в частности, Ливан. На вопрос о том, есть ли на данный момент желающие переехать в Армению, он ответил положительно, заметив, однако, что «желание — это одно, а возможность — другое». Как подчеркнул Раисян, переезд связан с большими финансовыми расходами и осложняется также проблемами с трудоустройством и жизнеобеспечением в самой Армении. Впрочем путешествие в Армению и физически нелегко — авиарейсов из Сирии в Армению не осуществляется, и сирийским беженцам приходится искать транзитные пути через Ливан, Кувейт и другие страны региона.

Что касается жизненных условий уже поселившихся на родине армян из Сирии, то, как отметил Фирдус Закарян, главной проблемой до сих пор остается вопрос жилья (часть сирийских беженцев снимает квартиры в Ереване, некоторые приобретают жилье). Согласно информации, завершается стадия предварительного подсчета стоимости проекта по основанию в городе Аштараке, близ Еревана, квартала «Новый Алеппо», о котором было объявлено еще летом прошлого года (отметим, что тогда сообщалось, что сами беженцы из Сирии готовы оплатить до 50% стоимости будущего жилья в новом квартале). Касательно гуманитарной помощи нашедшим приют на родине сирийским армянам в Миндиаспоры сообщили, что им оказывают помощь как через ООН, так и посредством армянских общественных и благотворительных организаций, а также традиционных армянских партий. Примечательно, что в соседнем с Сирией Ливане вопрос с трудоустройством обстоит лучше, чем в Армении. Ливанские армяне обуславливают это наличием у сирийских армян родственных связей в соседней стране и схожестью среды.

В Сирии же, как сообщил Раисян, главной проблемой для армян сейчас является вопрос безопасности. Жизнь тяжела, отметил он, однако, несмотря на продолжение ожесточенных боев, община пытается делать все, чтобы даже в таких условиях обеспечить свою жизнеспособность, в том числе образовательных институтов. Армянские школы, по его словам, хоть и объединяются, но не закрываются. Что касается продуктов питания и топлива, то, как сообщил Раисян, власти страны оказывают соответствующее содействие. Как заявил ИА REGNUM руководитель аппарата министерства диаспоры Армении, глава рабочей группы по вопросам сирийских беженцев Фирдус Закарян, армянская община в Сирии также ежемесячно получает от правительства Армении в качестве помощи $100 тыс.

По его словам, сейчас в сирийской армянской общине относительное спокойствие и ожидание. Люди надеются на разрешение конфликта и не спешат покидать родные дома. Что касается судьбы уже переехавших из Сирии армян, то, как уверен он, большая их часть в любом случае останется на родине — в Армении.

Так ли это будет или нет, возможно, покажут дальнейшие события в Сирии и результаты стартовавшей в начале года международной конференции по сирийскому урегулированию «Женева-2″, дата начала третьего раунда которой пока не определена.

Подготовила Нане Саргсян

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.