Власти Азербайджана проводят осознанную политику дискриминации и разжиганию межнациональной розни по отношению к этническим меньшинствам. Об этом заявили российские, армянские и талышские общественные деятели на пресс-конференции в Москве. По мнению ее организаторов, ярким примером такой позиции официального Баку стал арест известного журналиста и правозащитника Гилала Мамедова, редактора газеты "Голос талыша". Светлана Ганнушкина, председатель Комитета "Гражданское содействие": "Ему положили наркотики дома, причем свидетели говорят, что это было сделано открыто. И потом дома у него еще нашли еще 30 грамм героина, если я не ошибаюсь, а на улице подложили еще пять. Это большая доза. По словам адвоката он избит, у него рана на ноге, у него сломаны ребра. И это говорит о том, как с ним обращались в тюрьме".
Амиль Саркаров, советник президента Федеральной лезгинской национально-культурной автономии: "Мы постоянно слышим слова о том, что Азербайджан является самой толерантной страной, что она многонациональная. Но вот эту многонациональность мы почему-то не наблюдаем. Даже вот "Евровидение" недавно было. Там слова не было сказано о том, что Азербайджан - это многонациональная страна. Мне кажется, это говорит о том режиме, который сейчас там стоит у власти".
Гилал Мамедов является одним из лидеров талышского национального движения. Но он никогда не высказывал каких-то сепаратистских или экстремистских заявлений. Скорее наоборот, призывал своих земляков идти на контакт с властями Азербайджана.
Фахраддин Аббасов, главный редактор талышской газеты "Шавнышт: "Почему оппозиция поддерживает сейчас Гилала Мамедова? Потому что они понимают, что это конец Азербайджана. Не только власти, если так продолжится - не будет Азербайджана. Поэтому они защищают права Гилала Мамедова. Он защищал это правительство, зачем надо было это делать? Честно скажу, что между мной и Гилалом были идейные разногласия, одно время мы даже не общались с ним. Но сейчас вопрос не стоит о личных отношениях. Сейчас вопрос стоит о человеке, конкретном человеке, без учета национальности. Зачем кандидата математических наук, преподавателя бакинского вуза, общественного деятеля таким образом надо было оскорблять, подкинув ему наркотики? Этот человек, кроме всего прочего, очень глубоко верующий. Он даже не курит сигарет. Подбросить ему в карман наркотики - это позор. Не только для талышского народа - для всего Азербайджана. Мир в недоумении, как можете такое произойти сегодня в Азербайджане. Поэтому весь мир выступает против этого".
Задолго до дня пресс-конференции, посвященной судьбе Гилала Мамедова и положению талышского народа, в азербайджанской прессе ее участников обвинили в ангажированности. Но они подчеркивают: главной их заботой является защита прав человека, вне зависимости от национальности.
Гигам Халатян, вице-президент Союза армян России: "Хочу дать очень и очень благожелательный совет властям Азербайдажан. Вот почему так поступили? Поступили так потому, что этот человек знал, что он талыш и говорил об этом, и защищал права талышского народа. Именно так с ним поступили. Вот вам единственная причина этого поступка. Так вот, пока будет такое подавление прав человека, будут, соответственно, и такие акты. Я бы хотел сказать азербайджанским властям о том, что права человека даны человеку Богом, а государства создаются людьми. И создаются они не абы для чего, а именно для защиты прав и интересов людей. И если государства не защищает интересы граждан, оно становится ненужным этим гражданам, оно становится враждебным, распадается и даже исчезает".
Гилал Мамедов не так давно стал знаменитым на всем постсоветском пространстве благодаря опубликованному им ролику "Давай, до свидания". Теперь же он получил известность и как политический заключенный. Но надежда, что в самом скором времени он окажется на свободе, все еще жива.
Светлана Ганнушкина: "Его защищают там провзащитники, причем азербайджанские. По реакции всех этих людей власть может понять, что она только против себя ожесточает народ. Получается, что представители власти ведут себя самым неразумным образом, каким только можно себя вести. Они боятся оппозиции, потому что они могут потребовать власти, они боятся национальных меньшинств, потому что им кажется, что эти национальные меньшинства пойдут против них. На самом деле, освобождение Гилала Мамедова сейчас было бы проявлением силы. А то, что произошло - это проявление слабости власти. И это только раскачивает их собственное положение".