Собеседник Первого Информационного – Александр Дугин, лидер «Международного Евразийского движения», известный российский политолог, член армяно-российского клуба «Грибоедов».

- Политический кризис в Украине, который продолжается уже около трех месяцев, в последние дни перерос в массовые столкновения между силовыми структурами и обществом. Комментарии о причинах украинских событий очень разные. Что происходит в Украине, по Вашему мнению, и куда ведет нынешнее развитие ситуации? 

-В Украине существует два типа политики, два общества – оба с разными геополитическими векторами, и граница между ними проходит через Днепр. На правом берегу живет то общество, которое желает интегрироваться в Европу и ненавидит Россию, а на левом берегу – то общество, которое представляет себя с Россией, и к Западной Украине относится с большой подозрительностью. То есть – два народа, две цивилизации, два общества. В Крыму живут просто русские. Украины, как геополитической единицы, не существовало, в истории подобного государства никогда не было, у Украины даже не своей собственной истории – это часть российской истории, частично европейской, польской истории. И ускоренные попытки создать однородную нацию из этой многонациональной массы приводят к противостоянию. А оно было всегда, поскольку Запад стремился к западной идентичности, Восток – к российской. Когда Ющенко и Тимошенко вели прозападную политику, это вызывало замешательство у восточной Украины, что привело в выбору Януковича. Сегодня в Украине началась гражданская война, которая закончится диктатурой, иначе быть не может: либо фашистская диктатура Запада, в результате которой будет много жертв на Западе, либо диктатура Востока, которая, по моему убеждению, менее вероятна. В любом случае, Украина перешла к гражданской войне. Это безвозвратно, она должна разделиться, это и есть та кровавая каша, которую невозможно остановить, потому что нет оснований для других предположений – нет идеологии, нет объединенной нации, нет государства. А значит, мы вступаем в сложный период, так же, как и было в Ливии, Сирии, Ираке, Афганистане, Боснии, Югославии. Распадается то государство, которое не удалось (Failed).

- Украинская пресса пишет, что на улицах Украины весьма активны представители российских силовых структур, даже есть опубликованные факты российского вмешательства и провокаций. Чем Вы это объясните? 

- Российского вмешательства пока что нет. Оно сегодня ограниченно скромной эстетической поддержкой курсу Януковича. Однако, российское вмешательство случится в том случае, если давление на мирное население превратится в систематическое. Россия введет войска в Крым, но до этого в Украине нет русских снайперов и отрядов. Те силы, которые провоцируют конфликт между двумя сторонами, в основном представлены американскими, израильскими, европейскими спецслужбами, которые действуют на Украине, и которым выгодно провоцирование конфликта. Россия в такой ситуации только проигрывает. Вмешавшись в украинскую войну, Россия резко ослабит свои позиции в Европе, а она не может не вмешаться, а потому и вывод, что конфликт провоцирует Запад, в частности – Америка, следовательно – проамериканские, проатлантические силы.

- Почему же Западу может быть выгоден конфликт? 

- В Европе заметен спад американского влияния, а Германия и другие страны ЕС все больше и больше выходят из-под американского влияния, и как источник балансирования, используют Россию. Таким образом, гегемония Америки во всем мире слабеет, а роль многополярных факторов – возрастает. У Америки нет какого-либо положительного сценария ни для Европы, ни для Украины, ни России, ни Сирии, ни для Ливии. Она только провоцирует кровопролитные сценарии, для того, чтобы увеличить и упрочить продолжительность своей гегемонии. Америка играет краткосрочными перспективами. Таким же способом Америке выгоден конфликт в Армении и Карабахе, поскольку это очередная слабая точка в Евразийском геополитическом пространстве.

- Г-н Дугин, есть мнение, что эти столкновения провоцирует именно Россия, чтобы у Украины не было иного выбора, кроме как просьба о помощи России, и присоединение к российским интеграционным проектам. 

- Нынешние комментаторы, которые говорят об Украине, разделены на два лагеря. Одна часть работает для американской гегемонии, другая – рассматривает ситуацию так же, как и я. Есть только два мнения, здесь нет одной правды.

- Какое будущее имеют евразийские интеграционные процессы без Украины? Или надежда на Украину, какой бы она ни была? 

- Я думаю, что участие Украины в интеграционных проектах необходимо, это самое главное. Борьба за Украину – это борьба за стратегический контроль на постсоветском пространстве. Бжезинский говорил, что без Украины Россия будет уязвима, и с его точки зрения, необходимо по всякому оторвать Украину от России. Я придерживаюсь обратного мнения. Для нас необходимо ввести Украину в евразийское пространство, на самом деле это и есть самая главная задача, которая стоит перед евразийскими интеграционными проектами на постсоветском пространстве. В этом и есть причина, что Украина настолько важна для нас, но ни Бжезинский, ни мы не можем претендовать на всю Украину. А значит мы перетягиваем в нашу сторону Восток и Крым, а Запад притянет западная сторона, и начнем решать – половина им, половина – нам. Если мы хотим благоденствия Украине, то предложим менее радикальный сценарий – чтобы Украина стала мостиком между Россией и Европой. Это нам более выгодно, однако антироссийские силы твердят свое. Это для нас очень плохой сценарий, но если мы не можем гарантировать предсказуемую, адекватную Украину, то Украина падет, но нам этого не надо. Плохо, что в результате всего этого мы оказались в подобной ситуации. Мы неизбежно втянулись в этот конфликт, хотя и не полноценно. Мы не можем не бороться за Украину, не можем сидеть сложа руки. Мы может это оттягитвать, но когда ситуация пересечет критическую границу, мы вмешаемся.

- Г-н Дугин, в Армении Украину считают определенной вехой. Какие можно провести параллели? 

- Армения – государство, нация, здесь есть исторические предпосылки, однородное общество, различные политические силы – националистические, прозападные, пророссийские...Есть различные силы, но общество – одно. А общность в том, что Карабахский вопрос, который не может разрешиться,и может быть и к лучшему, что он никак не разродится, проблема заключается именно в ситуации , основанной на геополитической аналогии с украинской ситуацией. Хотя и в малом масштабе, поскольку например в случае Карабаха решение вопроса в пользу одной из сторон ведет к конфликту, войне и кровопролитию, которое выгодно Америке, а Россия в этом случае только проигрывает, поэтому и Россия пытается сбалансировать ситуацию между Арменией и Азербайджаном. Армения более предсказуемая и стабильная страна.

- В Армении есть антироссийские настроения. Нет ли опасений, что из-за них Армения в итоге не войдет в Таможенный Союз? 

- Конечно же, это очень плохо, поскольку любым антироссийским настроениям на постсоветском пространстве рано или поздно уготована судьба Грузии или Украины. Русофобия – гарантия для гражданской войны в любом постсоветском государстве. А за подобными настроениями стоит США. Это отчаянная игра. Любой антироссийский армянин – враг армянского народа, а не российского. Что касается неприсоединения к Таможенному союзу, то для Армении есть альтернатива – либо членство в ТС, либо исчезновение с карты мира, погрузившись в кровопролитие. Вот она – альтернатива, и страна вольна выбирать.

- А почему – кровопролитие? 

- Россия не будет давить, но у Армении нет возможностей обеспечить свою независимость в экономическом смысле. Армения будет зависеть от внешней поддержки, а в этом случае это приведет к кровопролитным конфликтам как в Армении, так и в Карабахе, поскольку Армения никому не нужна. Запад может заинтересоваться только как в рычаге против России. А за содержание армянской экономики на западные деньги, в качестве альтернативы интеграционным проектам, Армения заплатит ценой крови, как и Сирия, Ливия, Ирак. Посмотрите на своих соседей-грузин. Хотя, в этом случае это еще не конец, они думают – если Армения откажется от этого проекта, придут тяжелые времена, поскольку сохранение государства отвечает интересам Армении. Ключи от национальной целостности всех постсоветских стран находятся в Москве. Если Москва говорит – да, то Грузия становится целостной. Если Москва говорит – нет, то Грузия распадается. Когда Москва говорит – да, Украина распадается, если говорит – нет, Украин будет две, если Москва говорит – да, то Армения едина, да еще и с Карабахом, если Москва скажет – нет, то посмотрим, что будет…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.