При изучении вопроса насильственно исламизированных армян и их поколений, выявляются новые интересные подробности, относящиеся к их географическому рассеянию. В частности, примечательным и вместе с тем своеобразным аспектом темы верообращенных армян Турции является вопрос потомков исламизированных армян, проживающих ныне в Европе. Известно, что данных и фактов о нынешнем состоянии верообращенного армянства очень мало, и если в последние годы выявляются некоторые данные об исламизированных армянах в Турции, то аналогичная информация о Европе крайне скудна. Лишь недавно некоторые зарубежные и армянские авторы начали обращаться к этому вопросу и передали некоторые сведения, преимущественно описательного характера.
Для начала обратимся к вопросу перемещения верообращенных армян в Европу и констатируем, что в конце 1950-х гг. в Европе и, в частности, в Германии возникла необходимость в дешевой рабочей силе, и по этой причине с рядом стран были подписаны договоры о выездных работниках. Подобный договор между Турцией и Германией был подписан в 1961г., после чего началась миграция тысяч жителей Турции в Германию, а в дальнейшем также в другие страны Европы. Именно вследствие этой миграции сегодня в Европе сформировалась многомиллионная турецкая община. Согласно некоторым данным, среди мигрантов из Турции были также армяне, в том числе открытые христиане, мусульмане и криптоармяне. Верообращенные армяне и их поколения на протяжении нескольких десятилетий мигрировали и обосновывались в Германии, Бельгии, Голландии, Швеции и Франции, и сегодня в этих странах есть общины, либо общиноподобные структуры, состоящие из их потомков.
В новой географической среде среди верообращенных армян и их потомков начались определенные процессы и явления, связанные с возвращением к своей истинной идентичности. Самым распространенным и примечательным явлением, безусловно, является обращение в христианство, и сегодня исламизированных армян Европы, вернувшихся к своим истокам, довольно много. Как передают некоторые источники, процесс поиска своих корней развивался по-разному и продолжается по сей день. В частности, первыми в христианство обратились криптоармяне, которые использовали для этого любой благоприятный повод. В одном из последних номеров издающейся раз в две недели газеты «Йойс» Тамар Гевондян приводит историю, согласно которой группа переместившихся из Турции в Германию людей, внешне кажущихся мусульманами, прямо на таможне раскрыла свою идентичность и представила чиновникам не указанные в паспортах мусульманские имена, а армянские. Этот примечательный пример показывает скрываемое десятилетиями желание вернуться к истинной идентичности. Как отмечает тот же источник, сегодня у этих армян в Германии есть своя община и церковь.
Различные источники свидетельствуют, что сегодня живущие в Европе и принявшие христианство армяне в вопросе религии более ревностны. Здесь есть также психологическая сторона – доказать окружению свою преданность армянству. У армян, вернувшихся к своей идентичности, заметны также некоторые психологические и душевные проблемы. Некоторые даже проходили курсы лечения у врачей-психологов: согласно их диагнозам, в душевном состоянии верообращенных армян важное, а то и решающее значение имели травматические воспоминания о Геноциде армян, атмосфера страха и угроз, в которой они жили десятилетиями, и то, что они постоянно скрывали свою истинную идентичность.
Сегодня в различных городах Германии есть группы обращенных в христианство армян, часть которых интегрирована с местными армянами, а другая, сталкиваясь с отчуждением старой общины, продолжает вести изолированную жизнь и остается вне общинной жизни.
Проживающий в Германии турецкий писатель Кемаль Ялчын приводит множество фактов о верообращенных армянах Европы и в своем письме, отправленном нам, отмечает: «Я знаю в Германии людей, которые уже в зрелом возрасте обращаются в христианство и крестятся». Предводитель Германской епархии Армянской Апостольской церкви архиепископ Гарегин Бекчян также обращается к этой проблеме и приводит некоторые интересные факты.
В немецком городе Висбаден, по словам Амо Москофяна, есть ресторан под названием «Ани», где собираются армяне. В этом городе живут также обратившиеся с христианство армяне. Один из них, Нуреддин Гюнден, переименовавшийся в Симона, утверждает, что происходит из рода известного фидаи Грайра Джохка.
С интересной статьей об обратившихся в христианство армян Бельгии выступил Давид Зенян. По его словам, мигрировавшие в основном из Ширнака и Силопа окурдившиеся курдоязычные армяне сегодня, вернувшись к своей идентичности, составляют основу местной армянской общины, адептов ААЦ, и выступают как рьяные христиане. Их дети учат армянский язык, благодаря чему их родители также начинают владеть родным языком. Один из основателей и лидеров общины окурдившихся или курдоязычных армян Брюсселя Месроп Афшар, рассказывая о положении на родине, отмечает: «Страх и чувство подавленности были нашими постоянными спутниками. Притеснений было много, но наши родители постоянно напоминали нам, что, несмотря на потерю языка, мы – армяне». Афшар рассказывает некоторые подробности о своем образе жизни, из чего становится ясно, что они были криптоармянами и тайно сохраняли христианские традиции, посредством священника-ассирийца тайно крестили своих детей, совершали христианские обряды венчания и похорон. Как и во многих местах, так и в Шрнаке, криптоармяне имели двойные фамилии – для дома и для окружения. Месроп Афшар об этом рассказывает: «Среди своих мы были армянами. При крещении мы давали нашим детям армянские имена – Саркис, Нубар, Давид, Геворк и Саро, но во внешней среде мы были похожи на остальных жителей города. У нас были курдские фамилии – Эуз, Ялик, Одемиш, Бирджин».
Нелишне отметить, что серьезную роль в спасении и возвращении этой группы к своим истокам имел Константинопольский патриарх, светлопамятный Шнорк Галустян, усилиями которого в середине 1960-х гг. эти осколки армянства сперва начали переезжать из Шрнака и Силопа в Стамбул, а затем (в 1980-х) – в Бельгию, Францию, Голландию.
Как было отмечено выше, сегодня группы вновь обратившихся в христианство армян есть также в Швеции. Один из них, уроженец Аданы Сулейман Фарук. Раскрыв свою истинную идентичность, он обратился в христианство и сменил имя, став Айком Арамяном, Он – один из тысяч ассимилированных армян, живущих, скрываясь под личиной турка или курда. Еще с детства сомневаясь в своей идентичности, он искал свои корни и в 1983г. в армянской церкви Дамаска принял крещение, а спустя два года (в 1985г.) переехал и обосновался в Швеции. О своей идентичности он отмечает: «Внутренне я всегда чувствовал, что другой. Я мог остаться курдом, но решил иначе». Обосновавшись в Стокгольме, Айк Арамян женился на армянке из Диарбекира и назвал своих детей Масисом и Ани. Дети выучили и владеют армянским языком. Особенно примечательно, что вернувшийся к своим корням Айк Арамян стремится укоренить в своих детях и еще ярче сохранять чувство армянства и с этой целью уже несколько раз привозил их в Армению и Арцах. «Я упустил столь многое, что хочу, чтобы мои дети выросли, зная, кто они. Я хочу, чтобы мой сын гордился своим армянским происхождением», – говорит он.
Сегодня Арамян – один из активных членов шведской армянской общины. Следует отметить, что часть семьи Айка осталась в Адане, т.е. есть опасения, что их могут преследовать там, что, однако, не помешало ему вернуться к своей истинной идентичности. Более того, несколько лет назад в Швецию переехал также его брат и вновь вернулся к своим корням, переименовавшись в Арама.
Отметим, что эти проживающие в Европе армяне имеют проблемы в вопросе раскрытия идентичности, поскольку их родственники продолжают жить в Турции и могут стать мишенью преследований, поэтому они иногда не высказываются открыто. Есть семьи, которые, обратившись в христианство, испытывают определенное беспокойство за оставшихся в Турции родственников, не так открыто говорят о своей идентичности и даже ведут двойной образ жизни. Одной из таких является семья Мерджанянов, переехавшая в Голландию из Диарбекира. Обосновавшись в Амстердаме в 1970-х гг., они обратились в христианство, однако в Диарбекире у них остались родственники. Турецкий исследователь Уруг Унгор отмечает: «Сегодня, когда они посещают оставшихся в Диарбекире родственников, во время полетов из Европы в Турцию можно стать свидетелями перехода из одной религии в другую. Женщины уже в самолете накрывают головы платком, вместо армянских используют мусульманские имена и в Диарбекире ведут себя как мусульмане».
Обобщая, отметим, что изучение темы вернувшихся к своей религии армян Европы имеет не только научную важность, но и крайне актуальное и практическое значение.
Рубен Мелконян