
Международная неправительственная организация «Репортеры без границ» опубликовала ежегодный доклад о состоянии свободы прессы в мире (The World Press Freedom Index - 2014).
В нынешнем докладе Армения занимает 78-ое место среди 180 государств. Из стран бывшего Союза по индексу свободы прессы Армения уступает лишь Молдове и странам Балтии, опережая всех соседей по региону, включая Грузию. Авторы документа ставят Армению (вместе с Молдовой, Грузией и Кыргызстаном) в квартет лидеров среди стран Восточной Европы и Центральной Азии, оставшийся неизменным с прошлого года.
Несмотря на большой разброс, эти страны характеризуются значительным плюрализмом и относительно слабой государственной цензурой. Однако сильная поляризация общества отражается на медиа-ландшафте и рабочем климате журналистов, зачастую страдающих от разных форм давления. В условиях, когда политическая ориентация СМИ существенным образом коррелирует с личностью их собственников, большим вызовом остается обеспечение независимости редакций, говорится в документе.
«В Грузии и Армении выборы в 2013 году прошли в более спокойной атмосфере, чем предыдущие. Случаи насилия над журналистами были зарегистрированы реже. Государственная аудиовизуальная компания достигла больших успехов с точки зрения беспристрастности, но избирательный период обострил информационную войну среди частных СМИ – войну, в которой власти имеют значительный перевес».
Резкой критике в докладе подвергнут авторитарный Азербайджан. Вместе с Туркменистаном, Узбекистаном и Казахстаном это гособразование включено в раздел под говорящим названием «Безнаказанность нефтяных и газовых деспотов».
«В постсоветском пространстве наиболее вредоносные для свободы информации режимы мало подвергаются давлению со стороны международного сообщества, - пишут авторы доклада. - И неспроста: эти деспотии являются в то же время наиболее одаренными природой и привилегированными с точки зрения сети трубопроводов странами. Более того, эти державы достаточно богатые, чтобы чувствовать себя неприкосновенными, пользуются большим спросом в силу своего стратегического веса. И пока они в полной безнаказанности заставляют молчать СМИ и бросают за решетку упрямых журналистов».
«Репрессивный рывок вперед так же касается Азербайджана, - говорится в части доклада, посвященной Азербайджану. - В условиях роста числа арестов журналистов и блогеров само существование медиа-плюрализма в опасности. Телеканалы находятся под контролем, основные иностранные радио были запрещены, а основная оппозиционная газета, которая распространяется почти исключительно в столице, с экономической точки зрения находится на последнем издыхании. Нападения, аресты, кампании дискредитации, похищения, угрозы смертью – вот участь строптивых журналистов и блогеров. Сможет ли спасти плюрализм появление новых альтернативных СМИ в ссылке?»
Большое место в докладе уделено и плачевной ситуации со свободой прессы в Турции. Авторы доклада называют ее «одной из самых крупных тюрем в мире для журналистов».
«Турция в силу своего стремительно растущего дипломатического и экономического веса позиционирует себя в качестве модели региональной демократии, в частности для режимов, порожденных «арабской весной», - пишут авторы доклада. - Спустя десять лет правления исламо-консервативной партии ПСР, влияние армии на политическую жизнь и СМИ исчезло, в то время как ряд табу, вызванных идеологией кемализма, стал трещать по швам. Несмотря на это, на их место пришли новые барьеры. Невзирая на скромные реформы, судебная практика по-прежнему продолжает носить существенно репрессивный характер. Количество брошенных в тюрьму журналистов побило все рекорды со времен военного режима: в конце 2013 года их было около шестидесяти, превращая Турцию в одну из самых крупных тюрем в мире для журналистов. Несмотря на директивы, направленные на ограничение меры предварительного заключения, заключенные зачастую остаются под стражей на протяжении месяцев, а то и лет, прежде чем предстать перед судом.
После наиболее жестокой за последние десять лет борьбы вселяет надежду начало мирных переговоров между правительством Реджепа Тайипа Эрдогана и мятежными курдами PПK (Рабочей партии Курдистана). Власти пообещали демократические реформы, которые не терпят отлагательств. Большинство заключенных журналистов страдает от антитеррористического законодательства, оставшегося в наследство со времен войны. Этот губительный для свободы слова нормативно-правовой арсенал дополняют около двадцати статей Уголовного кодекса. Кроме принятия законов, решение мирным путем курдского вопроса позволило бы, наконец, изменить судебную культуру, страдающую от параноидальных и репрессивных рефлексов.
Беспрецедентное движение протеста летом 2013 года продемонстрировало жажду свободы турецкого общества. Оно также показало дефицит демократической культуры органов правопорядка, а также угрозу плюрализму, вызванную растущей концентрацией крупных медиа-групп в руках бизнес-кругов, близких к режиму.
Сто пятьдесят три раненых и тридцать девять задержанных: в период с май по сентябрь 2013 года журналисты заплатили высокую цену за жестокое подавление движения протеста против правительства в Турции. Иногда страдая от демонстрантов, журналисты также систематически являются мишенью органов правопорядка. Такой разгул насилия проходит на фоне истерической обстановки, нагнетающейся официальными заявлениями и рядом проправительственных средств массовой информации: журналисты, критики, пользователи социальных сетей и корреспонденты иностранных СМИ представлены, в лучшем случае, как зачинщики международного заговора, нацеленного на то, чтобы сбросить режим, а в худшем - в качестве террористов. Самоцензура проявляется во всей своей красе, когда каналы круглосуточного вещания забывают ретранслировать жестокие стычки в Стамбуле. Несговорчивые и строптивые журналисты отстраняются: не менее четырнадцати из них уволены, в то время как двадцать два журналиста предпочли подать в отставку сами. Что же касается тех каналов, которые освещают самые последние события, они вынуждены платить астрономические штрафы».
Пятерку нынешних лидеров индекса свободы прессы составляют Финляндия, Нидерланды, Норвегия, Люксембург и Андорра. Замыкают рейтинг Эритрея, КНДР, Туркменистан, Сирия и Сомали.
А это места, которые авторы доклада определили странам бывшего СССР и нашим соседям по региону:
11. Эстония; 32. Литва; 37. Латвия; 56. Молдова; 84. Грузия; 97. Кыргызстан; 115. Таджикистан; 127. Украина; 148. Россия; 154. Турция; 157. Беларусь; 160. Азербайджан; 161. Казахстан; 166. Узбекистан; 173. Иран; 178. Туркменистан.
Индекс свободы прессы учитывает семь критериев: злоупотребления, плюрализм, независимость СМИ, самоцензура, законодательные нормы, уровень открытости, инфраструктура и окружающая среда. При составлении индекса свободы прессы не учитывается политическая система той или иной страны. Неправительственному сектору индекс свободы прессы помогает принимать более верные решения во время работы в тех или иных странах.
Ни в коей мере не собираясь вступать в полемику с составителями данного рейтинга, хотелось бы заметить, что включение Армении в группу стран с проблемами со свободой слова не совсем справедливо. Более того, порою складывается ощущение, что свобода слова в армянской прессе просто безгранична.


