Как известно, 18 января в Ереване прошёл довольно-таки заметный митинг протестующего населения, направленный против решения правительства Армении о внедрении обязательной накопительной пенсионной системы. Численность митингующих называлась разной - от 6 тысяч (данные Полиции) до 10 и более. Но, честно говоря, если бы в этот холодный день собралась даже всего одна тысяча протестующих, для январского Еревана это также было бы значительным событием. Потому что недовольство пенсионной реформой правительства, как и летние протесты населения против повышения цен на проезд на транспорте, действительно охватило практически все слои народа. Напомним, что по предложениям правительства, внедрён закон, согласно которому граждане, родившиеся после 1-го января 1974 г., обязаны перечислять от 5% до 10% своей зарплаты в специальные накопительные фонды.

Это означает, что правительство правящей Республиканской партии и её сателлитов фактически обрекает всё молодое население, начиная с возрастной отметки 30 лет, на отчисление новой "дани" и не менее фактическое прозябание, учитывая в целом крайне невысокий уровень зарплат в стране. И не понимающих этого в Армении, на беду правительства, сегодня нет. Не спугнули инициаторов акции протеста и сомнительные погодные условия - в СМИ и разными экспертами в качестве таковых называлось некое общественное движение "Мы против!". А, мол, оппозиция - в лице представители партий "Процветающая Армения", АРФ-"Дашнакцутюн", "Наследие", "Армянский национальный конгресс", "Объединение национальное самоопределение" и ряда общественных организаций, лишь "присоединилась" к акции общественников. Вопрос спорный, и мы не готовы вслед за рядом экспертов и политиков, видеть, что якобы "в Армении созданы все предпосылки для возникновения масштабного гражданского движения, которое сплотит оппозиционные силы в борьбе с правящей партией". Например, так охарактеризовал митинг 18 января политолог Ерванд Бозоян. Выразим альтернативную точку зрения: то, что инициаторам удалось собрать 6-10 тысяч человек в такую морозную погоду - это доказательство именно того, что "помогли" общественному движению "Мы против!" соответствующие структуры как минимум четырёх политических партий, в особенности партии известного олигарха Гагика Царукяна - "Процветающая Армения", и АРФ-"Дашнакцутюн". И если считаться с реалиями, то митинг 18 января ещё раз доказал, что основными "действующими игроками" на внутриполитической арене Армении по-прежнему остаются всё те же лица и объединения.

Сам митинг, как отчитывалась Полиция, "прошёл мирно, без правонарушений". Митингующие даже осуществили шествие по ряду улиц столицы. Полиция, в свою очередь, мирно "обеспечивала общественный порядок, никаких инцидентов зафиксировано не было". Вот и всё. И поэтому дальнейшие развития ситуации вокруг пенсионной реформы и... отсутствия реакции на это "предпосылочного масштабного гражданского движения", честно говоря, не удивили, как должны были бы удивить. Во-первых, Конституционный суд Армении на заседании 24 января принял решение о приостановлении действия ряда положений закона - как сообщала пресс-служба КС, 28 марта суд рассмотрит исковое заявление четырёх фракций парламента, которые пытаются оспорить конституционность некоторых положений закона "О накопительных пенсиях". До тех пор не будут действовать статья 76 закона (ответственность за неуплату или просрочку уплаты обязательных накопительных взносов) и ч.3 ст. 86 (заключительные положения). Напомним, что оппозиционные парламентские фракции "АНК", АРФ-Д и "Наследие", а также фракция партии "Процветающая Армения" обратились ещё 18 декабря с иском в КС по вопросу отсрочки внедрения обязательной накопительной пенсионной системы.

Таким образом, решение КС Армении никак нельзя связывать с акцией 18 января - это прямое следствие участия указанных партий во внутрипарламентских прениях и обсуждениях по поводу спорного закона. Во-вторых, отозвался на ситуацию и президент республики Серж Саргсян, который в тот же день в ходе встречи с сотрудниками министерства труда и по социальным вопросам страны, говоря о внедрённой с 1 января 2014 г. обязательной накопительной пенсионной системе, был излишне оптимистичен, заявив, что "реализуемую сегодня пенсионную реформу позже назовут исторической". Возможно. Только вот сколько людей "доживёт до этой исторической поры", дабы восхвалить Сержа Саргсяна или премьер-министра Тиграна Саркисяна? На наш взгляд, очень немногие. Большая часть ринется обеспечивать сегодняшнее существование за пределами Армении - благо, молодёжь, против которой направлен закон, достаточно мобильна в силу возраста. А более неинициативная часть населения, на которую распространяется этот закон, вполне может вымереть раньше достижения пенсионного возраста. Ведь разве не в декабре 2013-го председатель Ассоциации потребителей Армении Армен Погосян, по сути, признал, что нация неправильно питается, её рацион ущербен и что "в стране есть криминальное подорожание хлеба. Мы якобы покупаем хлеб, а на самом деле большей частью - воздух"? Неправильно питающееся население, переплачивающее не то за хлеб, не то за воздух, к тому же вынужденное от 5 до 10%% своего заработка "дарить" кому-то (достаточно вспомнить скандалы в Пенсионном фонде прошлых лет - шло откровенное разворовывание этих самых пенсионных средсв...) - вот вам и предпосылки полуголодного существования и недоживания до пенсионного возраста.

Возникает закономерный вопрос: а что же "молчали" в дальнейшем и оппозиционные партии, и движение "Мы против!"? После 18 января погодные условия в Ереване смягчились, вполне можно было развернуть действительно широкие массовые акции. С охватом и марзов, и деревень. Всего этого не случилось. Трудно судить - то ли протест 18 января не имел продолжения, потому что общественность не без интереса отслеживала словесную пропагандистскую войну между экс-президентом Робертом Кочаряном, с одной стороны, и премьер-министром Т.Саркисяном и рядом министров - с другой. То ли на общий фон настроенности повлияла наглая попытка Азербайджана с засылкой двух диверсгрупп в ночь с 19 на 20 января, приведшая к боям на фронте и гибели военнослужащего Армии обороны Нагорного Карабаха. Так или иначе, но митинг 18 января остался и без продолжения, и без последствий.

Приходится согласиться с экс-кандидатом в президенты Армении Арманом Меликяном, который на своей странице в Facebook дал вполне развёрнутую характеристику ситуации: "Ожиданий не было никаких, однако было поучительно понаблюдать за тем, как противостояние в формате власть - мятежная оппозиция трансформировалось в соперничество внутри самого оппозиционного лагеря в формате мятежная оппозиция - "новая" оппозиция. По ходу этого процесса, максимальным результатом для "новых" может стать подчинение своему влиянию политически активных граждан, приходящих на площадь Свободы, минимальным же будет уже то, что находясь на общей митинговой площадке, они одним своим присутствием будут обесценивать и так ощутимо увядшие протестные лавры АНК и "Наследия". Этот процесс потребует нового качества, в частности, от партии "Процветающая Армения" - пока напрочь лишённая какого-либо политического содержания оболочка должна получить соответствующее наполнение, которое может быть ей привито и даст практические результаты лишь в том случае, если будет реформирована форма внутрипартийного правления - избран новый лидер, а коллегиальность при принятии решений станет действенным механизмом управления. Результат может быть лишь в случае удачного совмещения ряда факторов - необходимо, чтобы произошла смычка незапятнанной репутации, политического опыта, профессиональных знаний и навыков, молодёжного энтузиазма, которые сообща смогут сформировать соответствующую идейную базу внутриполитических преобразований и путей их осуществления. На каком-то этапе придется решать и финансовые вопросы. Факторы эти, сойдясь вместе, способны дать хороший результат, однако и по отдельности они весомы".

 

 

Что окажется весомей в итоге - в этом можно и поспорить с А.Меликяном, зная или предугадывая традиционное отношение армянского населения и к партиям, и к властям, и к "уличным революциям", и т.д. Но экс-кандидат в президенты прав, когда особо оговаривает за "Процветающей Арменией" определённые перспективы роста, а не за якобы "ни с кем не связанным" движением "Мы против!" или же демонстративно позиционирующих себя в качестве оппозиции "АНК" и "Жарангутюн". Пока же видно одно - конкретно применительно к протесту против нового закона о пенсиях, протестные массы и их акции, видимо, будут "ждать" до 28 марта и вердикта КС. А вот будут ли новые протестные митинги в Армении по каким-либо иным повесткам дня - это станет известным, видимо, во второй половине февраля текущего года. Разумеется, с учётом на поправки в связи с возможными и ожидающимися погодными изменениями...

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.