Помнится, что когда в прошлые годы порой возникали какие-то коллизии в относительно Ахмадинеджада и его окружения, и даже шли разговоры, что вот-вот и – действующему президенту объявят импичмент – то в дело вступала «тяжёлая артиллерия» иранского общества – великие аятоллы. С их мнением не может не считаться и Высший лидер Исламской революции аятолла Сейед Али Хаменеи. А это означает, что система внутренних рычагов и балансов во власти у Ирана действует отработанно и чётко. Да, это не означает что в этой стране всё «в ажуре» и что оснований для беспокойства за стабильность не имеется. События поствыборного периода в 2009 году ещё свежи в памяти. И, тем не менее, то обстоятельство, что система балансов и противовесов в высших политических кругах Ирана продолжает действовать без существенных сбоев – это ещё одно доказательство надёжности демократических завоеваний иранского народа.
А как реально и наглядно действует принцип проведения выездных заседаний правительства Ирана под председательством президента страны в различных останах (областях)! Это вовсе не популизм, как могут подумать некоторые читатели. И в предыдущие десятилетия, и в особенности в годы правления экс-президента Махмуда Ахмадинеджада иранское руководство многократно прибегало к таким мерам. Временной промежуток между постановкой президентом вопроса перед правительством и выработкой путей и механизмов решения проблемы сокращался до минимума. Кроме того, возможность напрямую обратиться к главе государства в таких случаях предоставляется не только местным чиновникам конкретного остана, но и представителям рядового населения. Иранская политическая и экономическая хронология предыдущих лет знает множество примеров оперативного решения насущных проблем «на местах» именно посредством выездных заседаний иранского правительства, коллегий тех или иных министерств, и так далее.
Можно ещё много перечислять, что делается властями Ирана для того, чтобы по возможности, в первую очередь, облегчать условия жизни именно рядового гражданина своей страны. Но всего это будет недостаточно, чтобы читатели перестали верить лживой западной пропаганде об Иране. Просто всё это надо увидеть собственными глазами. Например, такой факт – даже несмотря на то, что сельский населённый пункт (причём – не иранский даже по составу населения!) практически опустел, тем не менее, правительство за свой счёт (а не за счёт жителей) осуществляет ПОЛНУЮ газификацию данного населённого пункта, с запасом. Люди считают, что надо думать и о том, что когда-нибудь, возможно, потомки прежних жителей населённого пункта могут и возвратиться.
Но, помимо всего этого, для Армении и армян критерием демократичности Ирана является, безусловно, отношение иранского государства к своим согражданам-армянам. В Конституции Исламской Республики Иран строго и жёстко закреплено – христианская община страны обладает двумя депутатскими мандатами в межлисе (парламенте) Ирана. Та же иранская Конституция закрепляет: интересы всей христианской общины в межлисе представляет именно армянская община. Назовите мне ещё одну страну мира, в которой, невзирая на численность армянского населения, армяне обладали бы неизменной квотой депутатских мест, закреплённой конституционно! Не найдёте. Так что для армян Иран – даже сверхдемократическая страна. Тысячу раз прав глава Исфаханской епархии Святой Армянской Апостольской Православной церкви, архиепископ Бабкен Чарян, который в начале января 2014 г. заявил, что права религиозных меньшинств хорошо представлены в парламенте Ирана, и именно Иран является лучшим примером мирного сосуществования различных религий и народов. И разве это США или Россия или какая-то европейская страна представили соответствующие документы в ЮНЕСКО и добились за армянскими церквями и храмами статуса международного признанных и охраняемых объектов культуры общемирового характера и значения? Нет – это сделал наш сосед, братский Иран. Целых четыре армянских памятника, ныне находящихся на территории Ирана, включены в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране — монастырь Сурб Тадевос (святого Фаддея); монастырь Сурб Степанос (святого Стефана); Церковь Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) и часовня Дзор-Дзори.
«Светская» Турция может похвастать таким достижением, которым бросается в глаза так называемому «цивилизованному миру» якобы «недемократический исламистский» Иран? Увы. Сверх-«цивилизованная» Европа? Вообще – разговору не может быть, хотя, для кого секрет, что в Европе крайне много армянских церквей и иных памятников архитектуры? Ещё раз повторим – даже в США и России нет подобных примеров бережного отношения к армянским памятникам. Отметим: всего в Иране около 30 объектов культурного наследия, имеющих общемировое значение. И четыре из них, ещё раз напомним – это именно армянские монастыри, церкви и т.д. При этом иранские власти весьма просто объясняют свою заинтересованность в этом процессе: они уверены, что и армянская религиозная архитектура – часть общего цивилизационного наследия иранского государства. И Иран обязан нести ответственность и исполнять обязательства по сохранению этих памятников прошлых веков.
В канун нынешних новогодних праздников действующий президент ИРИ господин Роухани даже посетил квартиры нескольких погибших иранских армян, которые служили в иранской армии и воевали в годы ирано-иракской войны. В квартире Мовсисянов президент Ирана отметил, что истинные мусульмане верят в то, что Иисус Христос является пророком доброты и человеколюбия. Поздравив иранских армян с Новым годом и Рождеством, Роухани отметил: «Иран – родина всех, будь то мусульмане или представители религиозных меньшинств. Все должны прилагать усилия в деле развития страны». Также иранский лидер пожертвовал 10 миллиардов риалов (примерно 350 тысяч долларов – прим.) армянской клинической больнице «Аветисян» Тегерана. Советник президента Хосейн Ферейдун посетил больницу, вручив пожертвование президента, и заявил: «Сосуществование мусульман и немусульман в Иране является лучшим примером для охваченного волнениями региона. Я не принимаю слово меньшинства. Правильнее будет использование выражения иранцы-немусульмане. Сосуществование мусульман и немусульман в Иране является лучшим примером для охваченного волнениями региона».
Я могу также напомнить и о словах специального помощника президента Ирана по делам религиозных меньшинств – Али Юнеси, также озвученных в декабре 2013 г. Османская империя (т.е. Турция) «обвиняется в осуществлении геноцида в отношении миллионов армян». Как передавал иранский сайт Khabaronline.ir, именно так заявил господин Юнеси. Высокопоставленный иранский чиновник в интервью иранскому информагентству ISNA, комментируя спекуляции вокруг религиозных меньшинств Ирана и иранских этнических единиц, в частности, отметил: «Некоторые радикальные круги утверждают, что Иран – многонациональная страна, однако это неверное утверждение, так как в Иране проживает лишь одна нация. Все граждане ИРИ являются частью этой нации. Религиозные меньшинства и остальные этнические иранцы вносят большой вклад и не имеют преимуществ по отношению друг к другу». «Стоит отметить, что в доблестной истории Ирана не было зафиксировано ни одного акта геноцида. Посмотрите, что происходит в Турции, Ираке, Пакистане. Османская империя обвиняется в осуществлении геноцида в отношении миллионов армян. Однако в случае с Ираном нет ничего подобного, так как многочисленные народности здесь сумели сохранить свою идентичность», – подчеркнул Али Юнеси.
Кому-то покажется это недостаточным. Но сравните с США! Президенты этой страны раз за разом обдуривают армянскую общину США, обещая от выборов к выборам публично произнести, наконец, слово «Геноцид» в отношении преступлений турок, совершённых в 1915-23 гг. против армян. Бывший посол США в Армении Джон Эванс, который первым из современных американских высокопоставленных дипломатов в 2005 г. публично квалифицировал деяния турок как Геноцид армян, фактически был «наказан» Госдепартаментом США за «своеволие» — через 18 месяцев после его речи о геноциде он был отозван с поста посла США в Армении. Напомним такие слова Дж.Эванса: «Я считаю, что провал решения этой проблемы со стороны мирового сообщества продолжает приводить к пагубным последствиям». А тут – помощник президента Ирана, причём без многочисленных, на протяжении десятилетий, «обещаний» армянской общине своей страны, чётко и жёстко говорит о Геноциде армян в Турции. Тут уже – даже не разговор о том, какая из стран демократичней, США или Иран. А о том, кто реально – друг и брат Армении, а кто – обыкновенный лжец, лицемерный и двуличный, использующий тот же Армянский вопрос в целях своей глобалистской геополитики.