Страх: «нет силы, которая могла бы воспрепятствовать России»

Отвечая на вопрос портала Deyerler.Org о 20-летии соглашения о прекращения огня на Карабахской линии фронта, известный своей твёрдой любовью к Гейдару Алиеву и крайней ненавистью к России политолог Вафа Гулузаде назвал вопрос о Карабахе «большой политической проблемой» и добавил: «Проблема Нагорного Карабаха – задача, управляемой Россией. В этом смысле, решение данного вопроса связано с Россией. Пока Россия сохраняет свою позицию, и пока Россия существует, режим прекрашения огня может и 40 лет продолжаться».  По его мнению, «пока Россия существует как государство, кажется нереальным решение этой проблемы». Мало того, политолог уверен в том, что «Нагорный Карабах оккупирован Россией», и «остается только надеяться на то, что российское государство не сможет надолго сохранить эту ситуацию», заключает Гулузаде.

Оппозиционный политолог и тоже последовательный критик России Хикмет Гаджизаде, однако, уверен, что в современном мире «нет силы, которая могла бы воспрепятствовать России в выполнении поставленных задач». Отвечая на вопрос Deyerler.Org о прогнозе американского аналитического центра  Stratfor, согласно которому Россия укрепит свои позиции в Закавказье, он заявил, что 2014 год, как и прогнозировалось, может быть благоприятным для России: «Россия продолжает свой прошлогодний курс… Правительство Путина продолжит свою работу в одинаковом темпе».  При этом, по его мнению, «увеличение силы воздействия России и продолжение этого процесса с возрастающей прогрессией связано с ее агрессивной империалистической политикой. В действительности Россия реально должна заниматься решением своих внутренних проблем. Но Путин, вместо того чтобы заниматься решением внутривластных проблем, занимается увеличением давления на международной арене. Он направил все свои ресурсы на развитие империализма».

Время окончательного решения

Руководитель меджлиса движения REAL Натиг Джафарлы думает, что власти Азербайджана рано или поздно должны определиться в своем выборе. В интервью Deyerler.Org он заявил, что «сформировалась интересная ситуация для азербайджанских властей. Запад из украинских событий понял, что Россия серьезно намерена удержать в своих руках государства СНГ. Так как на Западе уверены, что Азербайджан не намерен вступать в Таможенный Союз, поэтому они стараются мягко относиться к нему. Запад старается не сыграть роли спускового крючка для склонения Азербайджана в сторону России». Но, по его словам, «власти Азербайджана превратили вопрос о своем геополитическом выборе в предмет торга». Однако проблема в том, что «Азербайджан должен принять окончательные решения в сжатые сроки. Потому что, согласно мнению российских властей, Евразийский Союз должен быть объявлен в 2015 году. То есть у Азербайджана очень мало времени, чтобы воспользоваться этим шансом. Я не думаю, что он добьётся успеха, до конца сыграв в двойную игру… Если Азербайджан в ближайшее время не примет окончательное решение, то возникнут серьезные проблемы и с Западом, и с Россией», уверен он.

«Северная опасность уже стучит в наши двери»

Оппозиционная газета «Ени Мусават» в своем очередном аналитическом материале, посвященном прогнозу Stratfor, выражает уверенность в том, что «есть основание бояться предупреждений этого аналитического центра относительно Азербайджана». Газета предупреждает: «Северная опасность уже стучит в наши двери» и «после того, как страна попадет под иго Кремля, не будет иметь значение вопрос о том, кто у власти, а кто оппозиция». Авторы материала утверждают, что «Азербайджан в истории своей независимости, возможно, вступил в самый судьбоносный год. Именно 2014 год должен привнести значительную ясность в определении основного стратегического ориентира».

Крепкое рукопожатие Ильхама Алиева

В свете всего сказанного внимание Рауфа Миркадырова — главного «политического рентгенолога» Азербайджана и пропагандиста Ильхама Алиева — привлекает «умеренно спокойный тон президента» Ильхама Алиева, кто, выступая на очередном новогодном заседании правительства, «говорит о перспективах урегулирования карабахского конфликта» и «намекает на то, что, по крайней мере, в 2014 году Азербайджан будет делать упор на мирные переговоры».

Комментируя заявления И. Алиева, политолог заявляет, что, «безусловно, официальный Баку берет в расчет активизацию американского посредничества по урегулированию карабахского конфликта, на что в своем выступлении, по сути, обратил внимание и президент Азербайджана»: «Дело в том, что до проколов в Армении и особенно в Украине на Западе не особо верили в успех давления Путина на постсоветских лидеров, выбравших путь евроинтеграции. Последние события имели эффект холодного душа в целом на Западе, и в Вашингтоне, в частности».

Далее Миркадыров оценивает ситуацию в регионе как «неустойчивую стабильность», притом «временного характера»: «идет поиск возможностей урегулирования конфликтов более глобального характера, которые, безусловно, будут иметь влияние на развитие геополитических процессов на Южном Кавказе. Речь идет о таких проблемах, как вывод коалиционных войск из Афганистана, урегулирование конфликта вокруг иранской ядерной программы и сирийского внутриполитического кризиса». В таких условиях, по его словам, «в межрегиональном масштабе вряд ли стоит ждать особой активности от таких малогабаритных игроков, как Азербайджан и Армения. Им лучше дождаться развязки этой ситуации», которая, по его мнению, «не за горами». Чтобы быть готовым к таким перспективам, он советует правительству «усилить тылы, получить международное военно-политическое подкрепление», и ускоренными темпами интегрироваться «в евроатлантическое пространство». Потому что «может сложиться такая ситуация, когда Россия и Иран могут попробовать использовать Армению в качестве наживки для обострения отношений с Азербайджаном».

Ненависть: «необходимо учесть, что Гитлер…»

Описав тревожную, но спокойную уверенность вождя перед лицом враждебных стихий, в  другой своей статьеР.Миркадыров утешает тех, кто его усилиям не поверил: «в кратких и среднесрочных перспективах Россия не располагает ресурсами для широкомастабных интервенций даже на постсоветском пространстве», а «обьективная ситуация требует от российских властей того, чтобы они сконцентрировали все внимание на внутренних экономических проблемах. Экономическая ситуация не позволяет России реализацию каких-либо крупномасштабных внешнеполитических интервенций».

При этом, описывая перспективы России Путина, он хочет «напомнить Германию тридцатых годов прошлого столетия. Однако необходимо учесть, что Гитлер приступил к широкомасштабной внешней интервенции после стабилизации экономической ситуации в Германии. Обьективные факторы требуют от российских властей, чтобы они взяли тайм-аут и стабилизировали социально-экономическую ситуацию в стране и добились роста за счет расширения сотрудничества со всеми партнерами, и прежде всего с развитыми странами. То есть в случае широкомасштабной внешней интервенции в среднесрочной и длительной перспективе Россия может столкнуться с очень серьезными, можно даже сказать губительными рисками».

Миркадыров не забывает и о существовании «серьезного субьективного фактора», связанного «с воспроизводством власти ныне правящей элиты, и, прежде всего, самого президента Владимира Путина», который якобы «желает править Россией минимум до 2024 года. Для этого необходимы большие победы. Притом срочно. В экономике, “по щучьему велению, по моему хотению” просто так, сразу, больших побед не добьешся. Так не бывает. Остается внешняя политика. Притом необходимо учесть, что речь идет о России, то есть о государстве и обществе с имперским мышлением».

Миркадыров «почти на сто процентов уверен в том, что после завершения Олимпиады в Сочи внешняя политика России станет много более агрессивной. Притом буквально через пару месяцев после Олимпиады. А может быть и еще раньше, если олимпийские игры по спортивным параметрам окажутся провальными для России».

Лучший политолог Азербайджана и наиболее интеллектуальный пропагандист Ильхама Алиева думает и о возможных рисках для Азербайджана, и задается вопросом: «Насколько мы готовы к столкновению с этими рисками?! Вот тут проблема!!! По той простой причине, что не готовы. Вышеупомянутые внешние риски требуют существования очень мощного внешнего военно-политического “зонтика”, которого все еще нет…»

«Россия может попытаться восстановить собственное влияние на Южном Кавказе», — не находит себе покоя «Зеркало»в статье того же Р. Миркадырова. Усиления «позиций Кремля» в Закавказье, по его мнению, «можно добиться исключительно двумя способами. Первый – можно «закрыть» Азербайджан для мира. Это возможно сделать только в том случае, если России удастся превратить Грузию «в пророссийскую страну», добавив при этом, что «в краткосрочной перспективе этого можно добиться исключительно военно-политической интервенцией по результатам, сопоставимым с оккупацией России Южного Кавказа в 1920 году». «Второй – можно попытаться добиться и того, чтобы Азербайджан стал «пророссийским»…» В этом ключе он рассматривает варианты Карабахского урегулирования, которые могут быть предложены Россией Азербайджану, один из которых — «федерализация Азербайджана». И «ради справедливости» отмечает, что «сейчас не середина 90-х. Сегодня мы являемся свидетелями намного более серьезной большой геополитической игры с очень высокими ставками, где Россия, несмотря на ограниченность ресурсов, пытается сыграть собственную партию, хотя бы на постсоветском пространстве. И в Баку не могут не учитывать этого фактора». Но ему «трудно понять, на что надеются в Кремле», так как «федерализация Азербайджана тут не главная проблема» — «не важно, как будет называться реализуемый вариант урегулирования конфликта. Важно другое, а точнее, взаимные обязательства сторон в Большом мирном договоре по урегулированию карабахского конфликта».

Напоминая о России как о «федеративном государстве», Миркадыров вспоминает, как он «еще накануне принятия Конституции Азербайджана в 1995 году предупреждал о недопустимости сохранения статуса Нахчывана в качестве автономной республики. С одной стороны, нельзя было сохранять правовую основу для федерализации Азербайджана. А с другой – в случае сохранения Нахчывана в качестве автономной республики мы уже не могли предложить Нагорному Карабаху статус ниже этого. Никто не послушался. Все гонялись за голосами выходцев из Нахчывана и Армении».

Торг: «что может Россия потребовать от Азербайджана?»

«Другим важным фактором является то, что же взамен на урегулирование карабахского конфликта может от Азербайджана потребовать Россия. Тут все просто. Размещение российских миротворцев в зоне конфликта и участие Азербайджана в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве, что станет гарантией утверждения гегемонии РФ на Южном Кавказе», однозначно утверждает Миркадыров и прямо в лицо, глаза в глаза некоему «Кремлю», который, наверное, с лупой в руках изучает каждое слово бакинского политолога, ожидая его методологических указаний, добавляет:

«Если в Кремле кто-то предполагает, что официальный Баку может пойти по этому пути, то это верх наивности. Для этого необходимо переформатировать все внешнюю политику Азербайджана, в том числе и в экономической сфере. Но основные параметры этой политики заложены подписанием «Контракта века» в 1994 году Гейдаром Алиевым. Последующие проекты, реализованные в этом русле, к примеру, Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Тбилиси-Эрзурум просто забетонировали фундамент. Сегодня даже при всем желании никто не может изменить параметры этой внешней политики».

Победив наивный Кремль, далее Миркадыров уже более спокойно констатирует: «мирное переформатирование внешней политики Азербайджана невозможно. Остается военно-политический вариант», «в долгосрочной перспективе… проигрышный для России вариант. Но в краткосрочной перспективе можно добиться поставленной цели, как было в августе 2008 года… То есть не исключено, что Кремль для реализации своих геополитических интересов на Южном Кавказе может поставить регион перед угрозой большой войны, в надежде на то, что и на этот раз Вашингтон дрогнет, пойдет по пути дипломатического урегулирования конфликта и согласится на определенные уступки России. Это вполне реалистичный вариант», — признаётся победитель наивного Кремля.

Выход из ситуации он видит в том, что «Азербайджану в срочном порядке необходимо нейтрализовать военно-политическую угрозу со стороны России» путем «интеграции в евроатлантическое пространство» и «полной мобилизации».

И даже в задержке строительства железной дороги Баку-Тбилиси-Карс Миркадыров («Зеркало» от 15 января) обвиняет Россию: «Более чем уверен, что Россия имеет агентов влияния как в Баку, так и в Тбилиси. И, как следствие, остается думать, что задержка строительства БТК – результат саботажа и диверсии, организованных агентами влияния России в Баку и Тбилиси»…

Более ценного агента влияния России в Баку, большего мастера литературного саботажа и диверсии, нежели сам Рауф Миркадыров, в природе нет.

Заговор: «палец Москвы» в Баку

Одним из заметных событий начала нового года в Азербайджане стало недавнее заявление экс-премьера страны Сурата Гусейнова на портале teref.info о создании им благотворительного фонда помощи ветеранам Карабахской войны. Газета «Ени Мусават» моментально оценила это заявление как «опасное возвращение Сурата Гусейнова в политику». Этот фонд, по мнению газеты, является не чем иным, как «партией войны» экс-премьера. Мало того, газета не верит в благотворительные намерения С. Гусейнова, и видит в этом его начинании… конечно же, «пальцы России».

Газета открывает читателю глаза: «ни для кого не является секретом то, что в прошлом году Россия имела некоторые планы по Азербайджану. Но из-за различных причин ни один из них не увенчался успехом. В новых сообщениях утверждается, что Россия старается активизировать одну большую силу внутри Азербайджана. Для этого в качестве самого подходящего человека выбран С. Гусейнов. Если план состоится, то С. Гусейнов с помощью своего фонда начнет организовать свою «партию войны» и приступит к реализации своего возвращения в политику и своих целей».

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.