Прочитала статью и вспомнила аналогичный рассказ врача-майора медицинской службы, который рассказывал как в Москве, в конце 90-ых, то ли на научной конференции, то ли на симпозиуме эпидемиологов с участием стран СНГ, его, представителя Армении русские пытались прижать к стенке с обвинениями в том, что у нас ни разу не было никакой эпидемии, и что скорее всего наши скрывают реальность.
- Вот скажите, пожалуйста, чем Вы объясняете полное отсутствие эпидемий на территории Армении, во-всяком случае таковы предоставленные вами данные об эпидемиологической ситуации у вас, когда почти все возможные предпосылки для вспышек инфекций там бывали, причем почти все одновременно. У всех есть свои эпидемиологические очаги, при том, что у других вместо такого букета лишь одна две предпосылки. Судя по вашим данным об эпидемиологической ситуации и низком уровне детской смертности землетрясение, блокада, война, голод и нищета прошли мимо вас.
Майор говорит, я встал, поднялся на трибуну и сказал следующее:
- Да, Вы правы, у нас действительно были и разруха, и голод, и нищета, и война. У нас годами не было ни электричества, ни воды почти по всей территории Республики. Но наша армянская женщина, я сам еще не постиг как, она умудрялась в таких условиях выкупать детей, согреть, а главное при тотальной нищете уложить детей чистенькими и сытыми спать.
Дальше продолжать не буду что он еще говорил, сейчас подробностей не помню, но мне запомнилась и засела именно эта фраза, не потому, что так оно и было, оно все было именно так, а потому, что мы все как заведенные до того только и делали, что выживали, и ни разу не задумывались о том, какой титанический труд выполняет наш народ каждую минуту долгими тяжелыми годами, как он благороден и какой божественной жертвенностью к ближнему он наделен. Мы часто сами себя не ценим. Мы задумываемся о себе лишь тогда, когда иностранцы, глядя на нашу не имеющую аналогов жесточайшую реальность, удивляются и открыто выражают свое ехидство в виде недоверия.
В те годы я уже работала и в своей области отвечала в том числе конкретно и за эпидемиологическую ситуацию. Тогда об эпидемии вообще речи не было. Не было никаких вспышек заболеваний. Да, были ОРЗ, тогда они так назывались, потом переменились на ОРВИ, но они и сейчас есть, причем намного больше. Но самое удивительное, в эти годы из Армении практически исчез такой распространенный до того диагноз как "Ревматизм", что потом не раз обсуждалось кардиоревматологами. Лекарств тоже не хватало. Но откуда-то все доставалось в конце концов. Например, мои европейские друзья лично мне вагонами привозили лекарства, а я их бесплатно раздавала людям. Никогда и ни разу ни копейки я с этих лекарств ни у кого не взяла. Хотя могла бы, спокойно. И такие как я были сплошь и рядом, кто чем мог, тем и помогал. Мы все жили одной большой дружной армянской семьей. Никто не ныл, не плакался, наоборот, все ободряли друг друга. Мы жили по армянски. Без эпидемий. Так умеем только мы. И имеем полное право гордиться этим своим талантом.


