Независимо от того, кто первым из бакинских политиков мог бы прийти с покаянием в Кремль, разумеется, выбор его при этом может быть только один: вступление в Таможенный Союз, а в дальнейшем – в Евразийский Союз. Но как они смогут пойти на такой шаг, когда остается нерешенным вопрос Карабаха? Не стоит напоминать о том, что вступление в ТС подразумевает открытие границ между государствами-членами этой организации. Как смогут пойти на такой шаг политики Азербайджана, предварительно не решив этот больной вопрос? Что бы не писали в Баку по поводу того, что якобы вступление Армении в ТС не имеет ничего общего с Карабахом, даже школьнику понятно, что Азербайджан в случае вступления в эту организацию не сможет открыть свои границы с Арменией, «отодвинув» при этом Карабах в сторону или, еще хуже, сделав вид, что его попросту не существует. Где выход из создавшейся ситуации?

Как у нас говорят, кто упал сам, тот не должен плакать. Дело в том, что власти Азербайджана, да и весь политикум страны сами виноваты в этом. Совершая свой первый визит в Баку в августе этого года, т. е. до того, как Армения официально заявила о вступлении в ТС, Владимир Путин предоставил уникальный шанс Азербайджану в вопросе выбора вектора развития. И. Алиев прямо в ходе этого визита мог бы окончательно определиться со своим выбором, тем самым, он, кроме всего прочего, существенно осложнил бы положение Армении, для которой вступление в ТС уже не представлялось бы такой уж легкой задачей. Мало того, те вопросы, которых ставили мы чуть выше, сегодня стояли бы перед армянским руководством. А И. Алиев, во-первых, перехватил бы инициативу в отношениях с руководством Армении, то есть, был бы на шаг впереди него и, во-вторых, практически спас бы свое государство от неминуемого распада, свидетелями чего мы сегодня становимся на примере Украины.

Но, видимо, будучи уверенным в том, что приезд Путина в Баку достаточен для того, чтобы Ильхам одержал победу на выборах, руководство Азербайджана упустило этот уникальный шанс, тем самым доказав свою полную некомпетентность в анализе сложных политических процессов и неосведомленность основными тенденциями современной геополитики. Но даже не это самое главное. Главное в самом Алиеве. Точнее, в том, как в очередной раз армянская дипломатия объегорила его, точно так же, как в свое время перехитрила его ныне покойного отца! Об этом, на наш взгляд, стоит написать более подробно.

О чем говорили Алиев и Саргсян в Вене?


Многие в Баку до сих пор уверены в том, что венская встреча Алиева с Саргсяном стала важной вехой на пути к решению Карабахского вопроса. И уверены в том, что в ходе встречи речь в основном шла о Карабахе. Так ли было на самом деле? По сообщениям ряда бакинских СМИ, встреча двух президентов с глазу на глаз продолжалась около одного часа и двадцати минут. Некоторые особо осведомленные западные источники отмечают, что три четверти этого времени ушло на «личные разборки» двух президентов. Сообщается, что при этом Алиев «обвинил» Саргсяна в «предательстве», в том, что «он подставил его, раскрыв детали их совместной сделки, которую они ранее согласовали между собой: как и с чьей помощью им совместно побеждать Путина». На основе этих сообщений можно догадаться, что руководство Армении после долгих лет бессмысленных переговоров по Карабаху решило добиться успеха не мытьем, так катаньем! Говоря более простым языком, это означает, что армянская дипломатия, предлагая Ильхаму сделку по совместной «победе над планами Путина», в итоге которого и Саргсян, и Алиев якобы добились бы спасения своих кресел, тем самым подтолкнула его в ловушку.

Насколько нам известно, в ходе всех последних встреч двух президентов, когда, согласно сенсационному откровению экс-президента России Д. Медведева о том, что «Ильхам Алиев и Серж Саргсян хорошо ладят между собой, люди из окружения президентов двух стран в ходе бесед друг с другом свободно переходят с армянского на азербайджанский язык и наоборот», что было оценено заместителем председателя Партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Фуадом Гахраманлы как «панибратские отношения с противником, оккупирующим территории Азербайджана» и нарушение «дипломатического этикета», президент Армении делал вид, что его больше интересует «его собственная политическая судьба, а не Карабах», и что «Армения строго держит путь в Европу». В результате такого «панибратского отношения» к нему со стороны армянского президента, Алиев, видимо, поверил ему и пошел с ним на сделку. И это в дальнейшем сыграло злую шутку с Алиевым, который, будучи уверенным в том, что не стоит ожидать никаких «подвохов» со стороны Саргсяна, не спешил со своим выбором в отношении ТС.

То, что действия Саргсяна, который в нужный момент раскрыл карты перед «нужным человеком», были оценены Алиевым как предательство, лишний раз доказывает его полную неосведомленность в дипломатии. Таким образом, вслед за своим ныне покойным отцом, Ильхам попал в геополитическую ловушку армянской дипломатии, но с одной существенной разницей: армянская дипломатия, перехитрив Алиева-старшего, при этом решила вопрос только о спасении Карабаха. А в этот раз, когда она в буквальном смысле подкузьмила Алиева-младшего, тем самым одновременно спасла Армению от геополитического краха, и почти решила вопрос независимости Карабаха, так как членство Армении в Таможенном Союзе (не говоря даже об ОДКБ), как ни крути, является косвенной гарантией независимости Карабаха.

Мало того, этим шагом руководство Армении фактически закрыло путь для вступления Азербайджана в эту организацию, или, в крайнем случае, существенно осложнило задачу Алиева. Судя по всему, другого пути у Алиева попросту нет, так как во время его загадочного визита в Киев, по сообщению достоверных источников, Янукович успел его предупредить, какую именно цель преследует Запад, интегрируя их страны к себе.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.