Во время этой смешной коллизии «Ассоциативное соглашение vs Таможенный Союз» я заметил интересный феномен, который поставил для меня некоторые точки над i, и которым хочется поделиться с «Городом и Миром». Надеюсь, понятно, что под «коллизией» я имею в виду отнюдь не конкуренцию проектов, а дискурс в Армении вокруг нее - срач, как бы выразился достопочтенный Гост. Сам процесс совсем не формата блоговых болталок, да и не по теме Городскому Сумасшедшему. А вот массовое производство звуков и буковок вокруг него - как раз в мою копилку. Я спецом подождал некоторое время, чтоб чуть успокоились, по крайней мере, самые буйные, и вот решил написать.
А коллизия классная. Заметьте, сторонники ЕвропА, в которую нас не пустили, обычно обосновывают свои пристрастия стремлением к свободе. Не к деньгам, заметьте, к свободе. Нет, даже не так, а с придыханием – к Свободе! Россия затаскивает нас, дескать, в Таможенный Союз, и будет принимать решения за нас в каких-то там сферах. Этого нельзя позволить, ибо это ущемление независимости нашей страны. Притом среди этих самых сторонников я не встречал людей, которые отказались бы, буде им предложат, вступать в ЕС, НАТО, да хоть прямо в состав Люксембурга. Не попадались, может они есть в природе, но мне не везло. Некоторые из них говорили об этом прямо (я спрашивал), некоторые нет. Но все считали, что ЕвропА это отнюдь не огромная бюрократическая машина по производству нормативов кривизны огурцов, но «сообщество ценностей», на которые армяне неспособны либо генетически («народ такой») либо по причине неизвестно откуда взявшихся плохих лидеров. Соответственно, если вступишь в ЕвропА, то либо плохие лидеры исчезнут и вместо них справедливо изберутся Св. Меркели Орбановичи Олландяны, либо эти ценности будут так строго за нами следить из Брюсселя, что наши полицейские будут не брать взяток, мы не будем сорить на улицах и писать в лифтах, и владельцы супермаркетов раздадут свои супермаркеты членам гражданского общества, которые перестанут подделывать водку. Это они называют стремлением к свободе.
Сторонников вступления в любые союзы с Россией я тоже опрашивал. Желающих вступить собственно в Россию я среди них не нашел. Тоже не попались, наверное. Более того, сторонников каких-либо ценностей Таможенного Союза я тоже не увидел (за одним исключением). Видимо за отсутствием таковых (ценностей). Все эти люди были либо адепты теории «неизбежного зла» (а что делать дескать?). Либо циники (Россия дает больше, надо брать, там посмотрим). Их сторонники ЕвропА называют рабами и противниками независимости. Здорово, правда?
Это мое наблюдение, к сожалению, гораздо шире конкретного политического раздрая. И боюсь, гораздо серьезнее. Как и остальные слова, слово «свобода» девальвировано до «хозяина, который кормит лучше и не сильно бьет». У рабов, наверное, не бывает иначе.
И еще. Я сейчас в Швейцарии нахожусь. Встретил тут девушку. Армянку из Тбилиси. Она здесь живет пять лет, учится в университете. Надеется остаться. Говорит, что у нее уже швейцарская идентичность выработалась. И (хотя я не спрашивал) добавляет: «Вы не подумайте, что это потому, что Швейцария богата». Я ей: «Упаси Боже такое подумать, как можно, а из-за чего же?» Из-за того, что здесь многоязычное и многокультурное общество. Все, говорит, знают как минимум два языка, французский и немецкий (это, кстати, неправда). Я говорю, а Вы сколько знаете? Она говорит – я только английский знаю, обучение на нем. Это во франкоязычном городе за пять лет и с швейцарской идентичностью! Мы говорили с ней на армянском, иногда перескакивая на русский, а когда подходили другие студенты, переходили на английский. Она мне сказала, что отлично говорит на грузинском. Но это, очевидно, неправильное многоязычие.
И окончательно она меня добила, когда сказала, что только перебравшись в Швейцарию, она поняла, какая вкусная может быть еда. Потому что тут в Швейцарии экология хорошая. Еда! В Швейцарии!!! Я ей пожелал успеха в ее начинаниях.


