Возможность военного решения нагорно-карабахского конфликта оценивается экспертами как достаточно низкая. Всё-таки и в Армении, и в Азербайджане понимают: победителей в этой войне окажется немного, а проигравших - десятки тысяч. Погибшие, раненые и беженцы будут с обеих сторон конфликта. Но и в Баку, и в Ереване есть силы, которые полагают дипломатическое решение конфликта проявлением слабости, которое приведет к неминуемому поражению. Так что, пока обе страны привыкают жить в условиях неустойчивого мира. И, кстати, в Армении уверены, что такая ситуация более выгодна для этой страны, чем для Азербайджана.
Давид Джамалян, военный психолог: "Вот уже 18 лет наше общество живет в ситуации очень хрупкого мира. 18 лет как установлено перемирие. Но это не мир, это нечто среднее между войной и миром. И вот наше общество как-то адаптировалось к этим условиям. Наше общество нацелено на то, чтобы поддержать то, что имеется. В результате установленного перемирия мы имеем такую конфигурацию фронта, которая позволяет нам в случае войны очень эффективно воспользоваться этим преимуществом и контрнаступательными операциями отрезать восток Азербайджана от Запада".
Наш собеседник полагает, что и в Азербайджане осознают те преимущества, которые может получить Армения в случае войны.
Давид Джамалян: "Это нельзя не осознавать, достаточно просто посмотреть на карту - вывод напрашивается сам по себе. И, что необходимо особо отметить, это то, что за последние годы сценарий всех наших военных учений опирается именно на эту идею - достичь в результате контрнаступательных операций до реки Кур, этих естественных преград. После чего, по сути дела, говорить о возможной переоккупации Арцаха будет просто нереально".
Говоря о конфликте в Нагорном Карабахе, нельзя забывать и о вооруженных силах самой непризнанной республики. Конечно, кидаться в крайности не стоит, но и пренебрегать имеющимися у Степанакерта возможностями никто не собирается.
Давид Джамалян: "Мы показали вооружение, которым армия обороны Арцаха может воспользоваться при необходимости и уничтожить важнейшие инфраструктурные объекты Азербайджана в самом глубоком тылу. Это вооружение дальнего поражения. Это вооружение, которое дает нам в некотором роде стратегическую инициативу. Это вооружение, которое позволяет даже при необходимости предпринять какие-то превентивные меры. И это вооружение, которое реально обеспечивает этот хрупкий мир"