Мы продолжаем наш рассказ об армянской общине Грузии, вернее, общине Тбилиси, которая на сегодняшний день состоит из людей, годами не подающих друг другу руки и занятых исключительно выяснением отношений, типа: кто самый главный в той или иной армянской организации. Пальма первенства в этом, довольно грязном сведении счетов, принадлежит, несомненно, бывшему редактору газеты «Врастан» («Советакан Врастан») и уже бывшему советнику Михаила Саакашвили по национальным вопросам Вану Байбурту. Личность это довольно примечательная главным образом своими армянофобскими заявлениями. Когда в Грузию в марте 1992 года вернулся Эдуард Шеварднадзе, Байбурт приехал в Ереван и везде заявлял, что «армяне должны молиться, чтобы у них был такой президент как Шеварднадзе». К Байбурту мы еще вернемся, но перед этим заметим, что тбилисские армяне в большинстве своем мало отличаются от грузин. Единственное, что их выдает – это беспричинный, немотивированный страх за свое существование, более чем странный, потому что их физическому существованию ничего не угрожает. Но страх есть и особенно он проявляется во встречах с представителями СМИ Армении. Больше всего они боятся, что их слова будут напечатаны в Армении, потом последует вызов на «ковер» и разнос. Так, по крайней мере, обстояли дела до нынешнего президента. К сожалению, признаков того, что положение изменится, пока не видно.

В годы правления Шеварднадзе и Саакашвили дело доходило до абсурда. Так, в 2006 году представитель Грузинской епархии Армянской Апостольской церкви епископ Мирзаханян в частном разговоре сказал, что в Тбилиси у армян много проблем. Так как разговор состоялся с журналистом, он был опубликован в Ереване. Епископ не поленился лично приехать в Ереван и просить, чтобы его слова были дезавуированы, мотивируя тем, что он «оговорился». Просьбу епископа, понятное дело, никто не уважил и еще долгое время он просто отказывался общаться с армянскими СМИ. Крайне некрасиво, если не сказать больше, он повел и ведет себя в вопросе армянских церквей, в частности в Тбилиси. Судите сами – если армянский священник говорит о «спорных церквях», имея в виду Сурб Ншан и Норашен, то и говорить с ним не о чем. Только в последние годы епархия немного осмелела и стала выдвигать на первый план вопрос регистрации религиозной общины. Создается впечатление, что армяне Грузии живут в мусульманской стране и им нужен какой-то статус. Правда, справедливости ради надо сказать, что сейчас епархия стала более независимой, если таковое вообще возможно в стране, где единственной правильной религией является Грузинская православная церковь (ГПЦ). Присвоение армянских церквей ГПЦ стало повсеместным и никакие письма от Армянской Апостольской Церкви не могут остановить этот процесс. Здесь нужно особо подчеркнуть негативную роль армянского руководства, которое, если так можно выразиться, боится испортить отношения с Тбилиси. Но на самом деле, как не раз было подмечено, считаются только с сильным и требовательным. Просящему ничего не дается. Грузинская Православная Церковь является единственной государственной церковью в стране, в которой вроде религия отделена от государства. Более того, грузинские священнослужители мало того, что объявляют всех святых и апостолов грузинами, замахнулись уже на Богоматерь, вполне серьезно доказывая, что она была грузинкой. И это вовсе не смешно. ГПЦ уверяет все христианское население Грузии, что в рай попадут только православные и поэтому все остальные христиане, то есть армяне, должны перейти в лоно православия. Именно поэтому ААЦ отказывают в регистрации. Есть еще один момент – ни одна цивилизованная страна не занимается присвоением чужого исторического и культурного наследия – этим грешат соседние с Арменией Турция, Грузия и Азербайджан. И официальный Тбилиси берет пример со своих соседей. И мы задаемся вопросом – так действительно ли грузины – наши братья во Христе.

tbilisi191113

Есть еще одна, крайне неприятная черта тбилисских армян – постоянное подчеркивание зависимости Армении от Грузии, типа: вот мы пропускаем грузы по железной дороге, разрешаем проезжать на Кавказ и тому подобное. Говорится это на всех уровнях, начиная с МИД и заканчивая простым авлабарским армянином. Бывший замминистра ИД Грузии Александр Налбандов несколько лет тому назад прямо сказал, что Армения должна быть благодарна Грузии за открытие КПП «Верхний Ларс» и за транзит газа. «Нам это не нужно, это делается для Армении», — сказал он с упреком, в котором явно читалось, что вот армяне неблагодарные и не ценят помощь Грузии. Дипломат ни словом не обмолвился об антиармянских проектах с турецкой и азербайджанской стороной, зато в очередной раз прошелся по армяно-российским отношениям. А что касается Геноцида армян, то дипломат и вроде бы армянин ответил: «А почему Армения голосует в ООН за Россию?..». Комментарии, надо полагать излишни. Причем все это говорилось опять-таки на встрече с армянскими журналистами и опять, в который раз, после публикации, МИД Грузии звонил в Ереван и требовал убрать слова замминистра. Вообще надо сказать, что тема Геноцида армян для грузинских армян почему-то является табу и в разговоре с ними подчас кажется, что говоришь не с грузином-христианином, а турком или, на худой конец, азербайджанцем. Все это не прибавляет симпатий к тбилисским армянам, которые до сих пор слезно вымаливают разрешение поставить памятник жертвам Геноцида армян в Тбилиси. Тот же Александр Налбандов всегда уклоняется от этой темы, приводя в качестве оправдания хорошие отношения Грузии с Турцией и Азербайджаном.

Надо отметить, что в тбилисской армянской общине люди, подобные Налбандову, Вану Байбурту и некоторые другие абсолютно не идентифицируются с армянами. Грузины превратили нацменьшинства в своих рабов (особенно это касается армян), не понимая, что предавший свою нацию один раз, с легкостью сделает это и во второй и в третий. Самой популярной поговоркой в Тбилиси в отношении армян до сих пор остается: «хороший человек, но армянин» (kargi katsia, magram somekhia).

В Грузии предаются забвению страницы истории взаимоотношений двух народов, которые не красят грузин. Грузины уверены, что армяне искали в Грузии спасения от внешних врагов. Это явная неправда. Часть армян жила там всегда на своей исторической родине, какая-то часть была пленена, например в 1721 г. Вахтангом VI и провела в Грузии долгие и тяжелые годы рабства. И не надо говорить неправду, не надо говорить, что в Тбилиси нас ждут могилы предков, стены армянских храмов помнят тепло армянских рук. Армянские кладбища в Тбилиси разрушаются, участились случаи захоронения грузин в армянских могилах, храмы или разрушены, или целенаправленно «огрузиниваются». Грузинское государство ведет явно дискриминационную политику по отношению к армянам.

Особо нужно сказать о роли некоторых армян Тбилиси, которые во время грузино-абхазской войны 1992-93 гг. под руководством Георгия Элибегова примкнула к криминальному образованию «Мхедриони» Джабы Иоселиани и пошла воевать. Воевать, вообще, не могли, да и не хотели – что может сделать сборище уголовников. А при словах «батальон Баграмян идет» бежали так, что даже смешно. Об этом рассказывали сами абхазские армяне из знаменитого батальона. Как они воевали, до сих пор помнят в Абхазии: грабежи, убийства, издевательства над мирными жителями, в основном армянами. А сегодня тот же Элибегов является членом правящей коалиции «Грузинская мечта», а до этого был рядом с Михаилом Саакашвили. Более того, он постоянно «учит жить» армян, как им вести себя с армянами.

В 2008 году Элибегов заявил, что в разгоне митинга оппозиции в Ереване 1 марта участвовали грузинские спецназовцы. «Это точная информация, есть видео — и аудиоматериалы», — сказал он в интервью газете «Алиа». По его словам, часть спецназовцев переговаривалась на грузинском языке.

В интервью оппозиционный политик из движения «Вперед, Грузия» Темури Шашиашвили сообщил, что его армянские источники подтверждают данные об участии в спецоперации в Ереване грузинских спецназовцев. Издание отмечает, что с учетом проживания в Грузии 700 тысяч армян этот факт может «стать катастрофичным». Не иначе как провокацией, если не сказать больше, это заявление назвать нельзя. В этом весь Элибегов…

Есть еще один так называемый армянин – Арнольд Степанян, который идет по стопам Элибегова, правда по молодости лет он не успел повоевать против своих соплеменников. Арнольд Степанян. Который, кстати, имеет весьма дурную славу в Грузии. Как утверждает главный редактор «Грузия-информ» Арно Хидирбегишвили (тоже, кстати, армянин), Степанян был фактически вытащен из Армении Зурабом Жвания в разгар революций, охвативших постсоветское пространство. Тогда у нового грузинского правительства появилась срочная необходимость доказать своим западным партнерам и спонсорам наличие в республике гражданского общества. Естественно, реально сильные фигуры всячески задвигались режимом Саакашвили на второй план. На телеэкранах и в СМИ в это время раскручивались совершенно другие персонажи, полностью подконтрольные официальному Тбилиси, вроде Степаняна. Его, как и любого карьериста, обуревает желание попасть во власть — или через парламент, или при помощи назначения на какую-нибудь непыльную должность в правительстве. И ради воплощения своих чаяний в жизнь он готов на любую провокацию, даже направленную против человека, олицетворяющего собой честь и совесть нации.

А вот что заявил совсем недавно азербайджанским СМИ Степанян: «Нагорно-карабахский конфликт рано или поздно будет решен. Экономика Армении постепенно терпит крах. Какое может быть будущее у страны, экономика которой погружается в пучину кризиса? Армения из-за этого конфликта осталась в стороне от всех крупных международных проектов Южного Кавказа. Отсутствие рабочих мест, ослабление экономики стало причиной исхода из страны населения, особенно молодежи. Миграция в Армении достигла своего пика. Именно по этой причине скорейшее урегулирование карабахского конфликта может быть на пользу Армении».

Не удержался Арнольд Степанян от высказывания своего мнения по поводу аэропорта в Степанакерте. «На этой территории неправильно осуществлять авиаполеты. Для реализации какого-либо проекта следует задуматься о его пользе. Но в Ханкенди (именно так!) об этом не подумали. Азербайджан заявил, что если из этого аэропорта будут осуществляться полеты, то самолеты будут сбиваться. Это может нанести удар по стабильности не только в Нагорном Карабахе, но и в Армении и на Южном Кавказе. Также добавлю, что Нагорный Карабах никто не признает, и мнения, озвученные международными организациями о Ходжалинском аэропорте, справедливые. По-моему, в первую очередь, необходимо восстановить общение между жителями зоны конфликта. Между простыми армянами и гражданами Азербайджана должны быть установлены взаимоотношения. В противном случае, конфликт затянется. Если отношения улучшатся, решение конфликта может ускориться». Комментарии излишни, не так ли?

Особо нужно сказать о нынешнем после Армении в Грузии Ованнесе Манукяне, который будучи весьма далеким от дипломатии, занят исключительно увеличением собственного состояния. Все пресс-релизы, приходящие из Тбилиси не что иное, как мероприятия, к которым посольство не имеет никакого отношения. Но если г-н Манукян не упоминается, то организаторам ставятся палки в колеса, вплоть до очернения их перед грузинскими властями. А ведь именно в Грузию должен был быть отправлен серьезный дипломат, который не боится властей и делает все, что нужно для армянской общины. Увы, кадровая политика армянского государства не замечает, а вернее не хочет замечать и привлекать к делу профессионалов. Кстати, тот же Манукян «отличился» на приеме у американского посла вместе с Ваном Байбуртом и Георгием Элибеговым. По свидетельству очевидцев, после них остался пустой стол в буквальном смысле слова – все съели. Стыд и позор.

Можно еще долго и много рассказывать о грузинских армянах, которые перестав быть армянами, так и не стали грузинами. Но не все так плохо. Союз армян Тбилиси под руководством Михаила Татевосова — единственная по-настоящему армянская организация, бескорыстно отстаивающая интересы общины и нашего наследия. Все остальные, кроме Джавахка, созданы на бумаге под их «лидеров» с единственной целью втереться в доверие власти и выторговать у нее теплое местечко под блеф- «обеспечить лояльность электората». Стыдно и гадко. Когда Михаила Татевосова арестовали и четыре месяца держали в тюрьме без суда и следствия за отказ переделать его школу имени Саят-Нова в грузинскую, никто из этих «лидеров» не поставил подписи под Обращением к президенту в его защиту, зато в числе более чем 13 тысяч были подписи всех остальных общин, в том числе грузинских НПО. Кстати, вышеупомянутый Элибегов не разговаривает с Татевосовым.

Надо также напомнить, что в Тбилиси есть всего несколько официально зарегистрированных армянских НПО из которых 90% — это созданные и закулисно регулируемые командой Вана Байбурта. К примеру, неправительственное объединение с названием «Ассамблея тбилисских армян». Учредителями этого НПО являются все те же Арнольд Степанян и Георгий Элибегов. В одно время Арнольд Степанян параллельно как руководитель «Многонациональной Грузии» выступал и как руководитель «Ассамблеи тбилисских армян». Несколько человек из команды Вана Байбурта под разными «крышами» координируют и управляют действиями практически всех армянских НПО Тбилиси. Кстати недавно в социальных сетях «байбуртовские» сами открыто заявили, что НПО «Ассамблея тбилисских армян» как таковая давно не действует, все учредительные документы находятся у них на руках и вопрос о его роспуске или реанимации, вернее вопрос о «назначении» нового руководителя ими, возможно, будет рассмотрен. Зададимся вопросом: на каких правах кто-то еще смеет делать заявления, представлять или выступать как руководитель не функционирующего, развалившегося общественного объединения тбилисских армян? Фактически НПО «Ассамблея тбилисских армян» юридически не легитимна и все их заявления, договора и прочее являются абсолютно фиктивными. А попытки собрать Форум, который по логике устроителей, должен объединить армян Тбилиси – заведомо обречен на провал.

По партийному списку коалиции «Грузинская мечта», в прошлом году в парламент Грузии, как тбилисский армянин проник Руслан Погосян. Армянская община Грузии удивлена и задает риторический вопрос: «Что полезного парламентарий Руслан Погосян сделал или делает для армян Грузии? Приведите хотя-бы пару конкретных примеров?» Никакой пользы от него! Что он есть, что его нет, считай пустое место! Видимо именно такие депутаты нужны грузинскому парламенту, чтоб сидели тихо, ничего не требовали, послушно выполняли поручения, а в необходимый момент вышли бы против и успокоили свой же армянский народ. А еще говорят, что армян в Грузии не берут во власть. Вот взяли этого Руслана Погосяна и что, какой от него вообще толк? Во время «революции роз» Самвел Петросян стал ярым сторонником Саакашвили, так как до этого он уже несколько лет не работал на государственной службе, а занимался нелегальной перевозкой через армяно-грузинскую границу колбасы и сосисок. В марте 2005 года в Ахалкалаке начали проходить многотысячные митинги и шествия, инициаторами которых стали молодые парни — Наири Ирицян, Мго Мгдесян, Ваагн Чахалян, Самвел Манукян, Артур Погосян, Эдо Саарян, Гурген Ширинян и другие, которые создали новое общенародное движение «Единый Джавахк». Народ требовал создать рабочие места, отремонтировать дороги, школы. Популярность «Единого Джавахка» среди населения стала расти. Оставаясь не у дел, Самвел Петросян начал заниматься тем, чем он занимался всю свою жизнь, а именно грязной деятельностью — дезинформацией. 1 сентября 2006 года став шефом полиции Ахалкалакского муниципалитета, прибрав к рукам всю контрабанду и незаконную транспортировку через армяно-грузинскую границу оружия, сигарет, кофе, спиртного и так далее.

Особо надо сказать о Ваагне Чахаляну, который выйдя из тюрьмы, сразу стал для Байбурта, Элибегова и им подобных героем. А ведь когда он сидел по ложному обвинению, эти деятели на всех углах кричали, что он предатель, убийца и его надо чуть ли не повесить. Довольно неприглядна в этой истории и роль посла Манукяна. За все время, когда Чахалян сидел в тюрьму, посольство ни разу не озаботилось судьбой армянина. На все вопросы журналистов или отсылали в МИД Армении, или говорили, что Чахалян – гражданин Грузии.

И последнее. Армяне живут везде, в том числе и на своей исторической родине – в Стамбуле. Так вот, ни один стамбульский армянин не ведет себя как тбилисский и это несмотря на то, что давление и гнет со стороны турецких властей несоизмерим с чем бы то ни было. Ни один стамбульский армянин добровольно не откажется от своей фамилии или нации, даже несмотря на то, что фамилии у них, в общем-то, тюркизированные.

Ноемзар Саргсян

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.