В Ереване 5 ноября произошло беспрецедентное за последние годы явление  — около сотни  радикально настроенных оппозиционеров во главе с лидером партии «Цегакрон» Шантом Арутюняном, вооруженные дубинками, начиненными камнями и самодельными взрывпакетами и бутылками с бензином, решили от Площади Свободы двинуться к резиденции президента Армении, чтобы сжечь ее.  Журналист Айк Халатян комментирует неожиданные погромы, произошедшие в Ереване, объясняя причины этих манифестаций.

Шествие было приурочено  к акциям, проводимым 5-го ноября по всему миру движением «Anonymous». Сторонники Арутюняна также проводили свое шествие в масках Гая Фокса, даже несмотря на то, что лидер партии известен своими националистическими взглядами.

Трудно понять, что общего между ним и хакерами из «Anonymous».

Помимо этого, абсурдности ситуации добавляла риторика Арутюняна, его напутствие соратникам перед началом шествия, обильно сдобренное матом и примерами из тюремной жизни.

Хотя Арутюнян несколько дней подряд заявлял о своей готовности к насильственным действиям и даже перед началом шествия прилюдно заявил о том, что они вооружены палками и бутылками с бензином и готовы вступить в конфликт со стражами правопорядка, полицейские вмешались в ситуацию лишь по причине того, что участники акции протеста начали избивать палками якобы обнаруженных в своих рядах «провокаторов».

В результате всего этого 38 человек были доставлены в отделение полиции, 20 из них задержаны, остальные 18 привлечены в качестве свидетелей, а еще несколько человек, в основном полицейские, госпитализированы.

Большинству задержанных во главе с Арутюняном было предъявлено обвинение по части 2 статьи 316 Уголовного кодекса Армении («Оказание сопротивления представителю власти, совершенное с применением насилия или с угрозой применения насилия»).

Однако самое интересное началось после задержания участников акции – их рьяная поддержка со стороны прозападно настроенных гражданских активистов (группа лиц, протестующая всегда и против всего и участвующая во всех акциях вне зависимости от  того, политические они, социальные или экологические).

Вероятно, им самим, в свое время протестовавшим против намерения президента Сержа Саргсяна вступить в Таможенный союз, пришлась очень по душе антироссийская риторика Арутюняна, объявленная им борьба с Владимиром Путиным: «Или я одержу победу, или Путин победит меня».

Интересно, знает ли президент РФ о существовании Шанта Арутюняна?!

При чем взгляды Арутюняна и его представления о будущем Армении не очень стыкуются со взглядами гражданских активистов, борющихся в Армении за западные ценности, за демократию и права человека.

Стараются не вспоминать и то обстоятельство, что лишь по причине психического расстройства, из-за того, что «был недееспособным на момент совершения преступления», Арутюнян смог избежать ответственности за участие в мартовских событиях 2008 года.

Ряд оппозиционных СМИ стараются представить акцию Арутюняна, как мирное шествие, которое было незаконно пресечено полицией, не упоминая о дубинках, взрывпакетах и бутылках с бензином, а также публично заявленных им намерениях.

Однако главным в акции Арутюняна было то, что она показала рост радикальных настроений в армянском обществе.

Впервые после кровавых событий 1-2 марта 2008 года протестующие открыто заявляли о готовности к насильственным методам борьбы с властью, так как все акции протеста, даже с участием десятков тысяч людей, носили по большей части мирный характер, и проводившие их руководители оппозиции подчеркивали, что собираются придерживаться закона.

Парадокс – большая часть населения страны недовольна нынешней властью. Однако традиционные оппозиционные силы не могут это недовольство трансформировать в политический капитал. В стране не то что дефицит нормальных оппозиционных лидеров, за которыми пойдет народ, их просто сейчас нет.

Властям удалось с помощью различных хитроумных комбинаций, да и благодаря грубым ошибкам лидеров оппозиции полностью нейтрализовать оппозиционное поле.

Вот и выходят на политическую арену подобные Шанту Арутюняну неадекватные люди, эксцентричные и скандальные, как Заруи Постанджян (партия «Наследие»), демагоги и радикалы, как Никол Пашинян.

А простому обывателю остается лишь гадать, являются ли эти политические деятели новой формации бутафорной оппозицией, предложенной политтехнологами из президентской администрации или это веление времени.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.