Если тариф за проезд в транспорте с 1 января станет 150 драмов, это будет неправильным, несправедливым и необдуманным решением мэрии. Я буду писать и выступать против этого, возможно буду принимать участие в организуемых мирных (подчеркиваю – мирных) демонстрациях, постараюсь перевозить людей на редакционной машине, я буду призывать бойкотировать этот транспорт (кстати, так Мартин Лютер Кинг в 60-х годах боролся против расовой дискриминации, которая, как известно, выражалась в специально предусмотренных «хороших местах» для представителей белой расы). А если я окажусь в транспорте, где стоимость проезда будет составлять 150 драмов, я заплачу 150 драмов. С плохими законами следует бороться требованиями об отмене этих законов, а не отказом выполнять эти законы. Здесь, на мой взгляд, проходит та граница, за которую не должен переступать уважающий государство (государство, а не власти) гражданин.
Да, в Армении, странах СНГ, Африке, Азии и во многих странах Латинской Америки законы, Конституция, суды, вся государственная система, существуют исключительно для того, чтобы легитимизировать решения властей и обеспечить их материальный комфорт. Из этого, однако, не следует, что этими законами следует пренебрегать. Здесь не должен действовать аргумент – «а им можно?», в противном случае, руководствуясь собственной целесообразностью, вы ничем не будете от «них» отличаться. Когда в 2003 и 2013 годах власти фальсифицировали выборы, их основным аргументом было это: «ты представляешь, что будет, если Степик или Раффи станут президентом, да они угробят страну». Я уверен, что упомянутые оппозиционные кандидаты не смогли бы достаточно хорошо управлять страной, но вопрос легитимности, как показывает опыт, гораздо важнее для решения внутренних и внешних проблем, чем собственно способности к управлению.
У нас не будет правового государства до тех пор, пока жители Армении, в том числе власти и оппозиция, будут страдать правовым нигилизмом, пока те, кто считают себя интеллигентами, будут из «высших соображений» оправдывать любое беззаконие. Короче говоря, когда мы идем по улице и видим, что она заплевана и замусорена, говорим себе: «Ну, раз везде бардак, давай и мы сплюнем». Понятно ведь, что тысячи человек до нас подумали точно так же.
Известный русский кинорежиссер Андрей Кончаловский в одном из своих недавних интервью сказал: «Интеллигенция в России – это те, кто думает, что знает, как изменить жизнь в стране. Они должны были бы иметь какое-то место во власти, но почему-то им всегда этих мест не хватает. Когда человек попадает во власть, он перестает быть интеллигентом… Я не знаю, что такое интеллигенция, я знаю, кто такой интеллигентный человек – это человек, который осознал свои обязанности больше, чем свои права».


