Какие тенденции наметились в отношениях между Арменией и Турцией после 100-летней годовщины геноцида и как на них влияют основные тренды региональной политики, попытался разобраться КАВПОЛИТ.

Восприятие Арменией и Турцией друг друга динамично меняется. Несмотря на закрытость границы, отсутствие официальных контактов и вопрос о геноциде армян в Османской империи, контакты между двумя обществами налаживаются и наполняются содержанием. Об этом свидетельствуют прошедшая 24 апреля 100-летняя годовщина геноцида и проведенные в Турции (особенно в Стамбуле) памятные мероприятия.

Армяно-турецкий диалог воплощается в проектах на разные темы — от политики и экономики до информационных технологий, и это сейчас уже обычное дело. Действует Консорциум из восьми общественных организаций Армении и Турции, осуществляющий программу «Содействие нормализации армяно-турецкого процесса».

В Турции десятки представителей интеллигенции свободно — несмотря на официальную политику отрицания — говорят о необходимости признать геноцид армян и открыть границу, блокированную турецкой стороной с 1993 года из-за нагорно-карабахского конфликта. Распространение идеи покаяния в турецком обществе набирает обороты.

Американская телезвезда Ким Кардашьян с сестрами у мемориала памяти жертв геноцида армян в Ереване. Фото: svoboda.org

Параллельно меняется и армянское общество, которое (конечно, с оглядкой на геноцид) рассматривает Турцию как соседа, торгового партнера и мощный туристический центр.

«Нет больше единой Турции»

Турецкое общество переживает важный период изменений восприятия армянского вопроса, считает известный политолог из Турции, член совета директоров фонда имени Гранта Динка, колумнист газеты «Taraf» Чингиз Актар.

Он — один из представителей турецкой интеллигенции, который свободно говорит и пишет о геноциде. «То, что происходит в Турции, весьма интересно. Люди возвращаются к своим корням, можно сказать, восстанавливают свое прошлое и говорят об этом вслух. Этот процесс уже необратим», – подчеркнул Актар в беседе с корреспондентом КАВПОЛИТа.

​Общество Турции раздроблено на множество субобществ, которые не разделяют официальную точку зрения Анкары

Идея покаяния начала активнее раскручиваться в Турции после убийства известного турецкого публициста армянского происхождения Гранта Динка. Местная интеллигенция и правозащитники организовали сбор подписей под петицией «Армяне, простите нас». Такие стимулы разрушают стереотипы в обеих странах, а затем начинаются оживленные дискуссии на темы, которые раньше считались табу.

Вопрос признания или отрицания геноцида армян расколол турецкое общество. «В этом плане нет больше единой Турции, есть множество Турций. Общество Турции раздроблено на множество субобществ, которые не разделяют официальную точку зрения Анкары, в их числе — академические круги, молодежные группы. Они думают иначе, и это большая перемена», – отмечает политолог.

Схожие наблюдения сделал и замглавы Международной федерации прав человека (FIDH) , член исполнительного совета действующей в Турции «Human Rights Association» Юсуф Алаташ. «Сейчас в Турции более свободно говорят о геноциде армян – публикуются статьи и книги, чего 10 или 15 лет назад невозможно было представить», – говорит он.

Возложение цветов в армянском мемориальном комплексе Цицернакаберд (Ереван). Фото: svoboda.org

Представляемая нашим собеседником Международная федерация прав человека приняла декларацию о поочередности шагов по примирению Армении и Турции. «Сначала Турция должна открыть границу, затем признать геноцид, начать диалог с Арменией и делать шаги по компенсации», – сказал Алаташ.

Юсуф Алаташ: «Турция должна адекватно воспринимать тот факт, что другие страны мира признают геноцид армян»

По его словам, армяно-турецкая граница должна открыться именно в результате внутренних преобразований в обществах обеих стран, а не под влиянием извне — организаций или других государств. Турция должна адекватно воспринимать тот факт, что другие страны мира признают геноцид, считает собеседник КАВПОЛИТа. «Анкара не может закрывать уши перед голосом всего мира. Она сама должна сделать первый шаг — признать геноцид и открыть границу», – отметил он.

«Турция – это не только Эрдоган»

«Турция довольно быстро меняется. Многие уже открыто говорят о геноциде, а еще 15 лет назад это было невозможно. Чингиза Актара за слова о геноциде в Турции ожидала бы тюрьма или эмиграция», – подчеркнул директор Института Кавказа Александр Искандарян.

На его взгляд, Турция меняется не только по отношению к Армении. «Она меняется в целом – по отношению к свободе слова, правам человека и пр. В Армении часто не понимают перемены в Турции и воспринимают ее как единое целое. Под словом "Турция" у нас часто подразумевают Эрдогана или Давутоглу», – поясняет политолог.

Президент Армении Серж Саргсян и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган. Фото: turkey-mk.ru

Но и армянское общество уже давно не придерживается стереотипного мнения о Турции. «Перемены в армянском обществе обогнали процесс налаживания армяно-турецких отношений. Если в свое время многие Турцию ассоциировали с геноцидом, Талаат-пашой (один из организаторов геноцида армян – прим. авт.) или Первой мировой войной, сейчас Турция – это еще и соседнее государство», – подчеркнул Искандарян.

Его слова подтверждаются результатами опроса, проведенного недавно в Армении сотрудниками Кавказского ресурсного исследовательского центра (CRRC). Каждый второй опрошенный гражданин Армении (51%) выступает за открытие армяно-турецкой границы. Частично или категорически против высказывается каждый третий (33%).

Александр Искандарян: «Можно жить в турецкой глубинке и не знать про Армению ничего»

Армяно-турецкий общественный диалог осуществляется прямо, зачастую без посредников, а местом встречи назначаются не «нейтральные зоны» (Грузия, Германия, Швейцария), а Стамбул или Ереван.

В Армении интерес к Турции довольно велик. Кроме представителей гражданского общества или научных кругов, общающихся между собой в рамках различных грантовых проектов, соседней страной активно интересуются и армянские предприниматели. По официальным данным, Турция — шестой по величине торговый партнер Армении (и это в условиях закрытой границы, когда торговля ведется через Грузию).

«Ситуация в Турции иная. Это огромное государство, где очень многие даже не знают о существовании Армении. Можно жить в турецкой глубинке и не знать про Армению ничего», – пояснил Искандарян.

Возврат к прежней парадигме

Эксперты отмечают, что после неудачной попытки нормализации армяно-турецких отношений контакты между Анкарой и Ереваном произошел откат назад. «Мы вернулись к прежней парадигме: турки – враги, а русские – друзья. Мы снова начинаем решать проблемы с Турцией посредством третьих стран. Фактически мы говорим миру: заставьте Турцию признать геноцид», – считает директор Центра глобализации и региональных исследований, политолог Степан Григорян.

Памятные мероприятия в честь юбилея Галлиполийского сражения (Турция). Фото: euronews.com

По его словам, основная вина за провал армяно-турецкого сближения лежит на Анкаре. «Она выдвинула предусловия, начала придерживаться примитивной проазербайджанской позиции и не пошла дальше по пути нормализации отношений с Арменией. Позиция Турции примитивна в том плане, что открытие армянской границы позволило бы ей увеличивать влияние в регионе и стать полноценной участницей региональных процессов», – подчеркнул политолог, добавив, что нынешняя ситуация ограничивает возможности Турции и дает фору России.

Александр Искандарян: «При открытии границы возникнет совершенно новая ситуация, к которой мы пока совсем не готовы»

Тектонических сдвигов в армяно-турецких отношениях эксперты в ближайшем будущем не ожидают. Положительные перемены возможны на уровне общественного диалога, и это может повлиять на позиции политиков.

Монумент «Мир и Братство», установленный в турецком городе Карс по инициативе его мэра. Фото: AFP/East News

«Резких изменений в армяно-турецких отношениях не ожидаю, поскольку не вижу для этого причин. Но все-таки считаю, что когда-нибудь армяно-турецкая граница откроется, поскольку она не может оставаться вечно закрытой. При открытии границы возникнет совершенно новая ситуация, к которой мы пока совсем не готовы», – заключил Александр Искандарян.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.