Все войны в нашем регионе были развязаны Азербайджаном, а не армянами. Об этом заявил в Париже во время обсуждения на тему «Экологическое воздействие военных конфликтов» на заседании Комиссии ПАСЕ по социальным вопросам, здравоохранению и устойчивому развитию член делегации парламента Армении в ПАСЕ Армен Геворкян.
«Уважаемые коллеги,
В октябре этого года я отметил, что Конгресс США расследует факты применения Азербайджаном запрещенного/незаконного оружия в нашем регионе. Сейчас хотел бы сообщить, что 16 ноября в Сенате США состоялись слушания, на которых председатель комитета Сената по внешним отношениям Роберт Менендес подтвердил факты применения Азербайджаном во время войны 2020 года в Нагорном Карабахе «белофосфорных» бомб и кассетного оружия. Он также выразил обеспокоенность в связи с тем, что эти виды оружия были завезены в Азербайджан из Украины.
Здесь азербайджанский депутат рассказывает об использовании армянами запрещенного оружия и бомбардировках азербайджанских городов. Все они требуют расследования и подтверждения, некоторые являются голословными обвинениями, в то время как Конгресс США подтвердил факт применения Азербайджаном фосфорных бомб.
Во время двух крупных войн в 1990-х и в 2020 г. азербайджанские ВС использовали все возможные средства для завоевания Нагорного Карабаха. В ходе этих нападений азербайджанские силы уничтожили как гражданские территории, так и места духовно-культурного наследия и окружающую среду. Многие шрамы тех военных операций до сих пор видны.
В 2020 г. население Нагорного Карабаха в 120 000 человек противостояло 10-миллионному Азербайджану, его союзнику Турции с 85-миллионным населением и их передовым системам вооружения. На этот раз Азербайджан вел другую, более разрушительную войну, применяя более смертоносное оружие, в том числе беспилотники и запрещенные «белофосфорные» бомбы.
Помимо этого, Турция ввела в регион исламистских наемников из Сирии и Ливии. Кроме того, с сожалением хотел отметить, что в проектах резолюции и связанных с ней заданий нет упоминания о запрещенном/незаконном оружии в вооруженных конфликтах и его воздействии на окружающую среду. Поэтому настоятельно рекомендую внести соответствующие изменения, которые я заранее отправил докладчику.
В ходе обсуждения данного вопроса в комиссии неоднократно поднимался вопрос об отсутствии конструктивной позиции со стороны некоторых государств, что препятствовало посещениям независимых экспертов в конфликтные регионы для полной и объективной оценки влияния вооруженных конфликтов на окружающую среду этих регионов. Учитывая важность данного вопроса, хотел бы также предложить включить в предложения, адресованные Комитету министров, положение о рассмотрении возможности разработки и внедрения механизмов независимого экспертного контроля или мониторинга экологического состояния в конфликтных и постконфликтных регионах.
Хочу сказать уважаемому австрийскому депутату, что у него очень искаженные представления о ситуации в Нагорном Карабахе. Сарсангское водохранилище никогда не было частью Азербайджана, оно всегда было и находится на территории Нагорного Карабаха и не могло быть оккупировано армянами. Очень жаль, что Вы цепляетесь за азербайджанскую пропагандистскую историю так называемой «оккупации 20% территории Азербайджана», не зная, о каких территориях идет речь. Если так будет продолжаться, то вскоре мы можем услышать от Вас и о том, что карабахские армяне также оккупировали Нагорный Карабах.
Но с Вашей стороны было бы честнее отметить, что все войны в нашем регионе, в частности первую Карабахскую войну, Апрельскую войну 2016 г., 44-дневную войну 2020 г. развязал Азербайджан, а не армяне. Конечная цель была одна — уничтожить армян. Армяне встали на собственную защиту, на защиту своей земли, на восстановление своего стремления к национальному самоопределению и фактически своего права на существование.
Армянские силы самообороны Нагорного Карабаха, защищаясь от наступающих азербайджанских сил, в 1993 г. заставили их отступить, справедливо воспользовавшись своим международно признанным правом на самооборону. Таким образом, защитники Нагорного Карабаха создали «зону безопасности», защищавшую мирное население от опасностей повторяющегося, почти ежедневного азербайджанского вторжения вплоть до осени 2020 г.
Хотел бы поблагодарить нашего коллегу из французского парламента, который вместо меня ответил азербайджанскому представителю о том, что стремление Азербайджана отрицать существование карабахского конфликта не имеет ничего общего с реальностью.
Да, правительство Азербайджана, а также его представители в этой Ассамблее хотят, чтобы мы забыли о карабахском конфликте. Они не хотят, чтобы мы упоминали о самоопределившемся армянском народе Арцаха, не хотят, чтобы вы говорили об огромных человеческих жертвах вследствие азербайджанской агрессии в ходе 44-дневной войны 2020 года.
Более того, Азербайджан с мая 2021 г. оккупировал суверенные территории Республики Армения, а в сентябре этого года предпринял новые трехдневные интенсивные военные действия на юге Армении, ставшую причиной гибели свыше 200 человек, и отказывается покинуть новые оккупированные армянские территории.
Призываю всех членов ПАСЕ вместо того, чтобы уклоняться от обсуждения конфликта, честно отметить, кто развязывал войны в последние 30 лет, кто последовательно проводил государственную политику этнических чисток, кто применял в ходе 44-дневной войны запрещенные «белофосфорные» бомбы, и громогласно заявить о военных преступлениях, совершенных Азербайджаном против армян в Нагорном Карабахе и Армении весной и осенью 2022 года», — сказал он в своем выступлении.