Своеобразное поведение Турции на внешнеполитической арене порой ставит в тупик даже экспертов, специализирующихся на этой стране. Принцип "и нашим, и вашим", который давно уже стал фирменным поведенческим стилем президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана как в глобальной политике, так и во взаимоотношениях со всеми региональными игроками, действительно не может не удивлять. Хотя подобный прием обычно дает реальные результаты во время политического бега разве что на короткие, но никак не на длинные дистанции.
Но получается так, что конкретно для Эрдогана подобные законы не писаны. Во всяком случае, маневрировать между интересами сверхдержав, действующих в целом ряде регионов, начиная с Северной Африки и заканчивая Центральной Азией, турецкий лидер умеет лучше, нежели кто-либо другой.
В нынешней сложной ситуации на глобальной политической арене умение Эрдогана проходить между Сциллой и Харибдой (сиречь между позициями России и США), не задевая ни высоких скал, ни подводных камней, не может не вызывать зависти у многих его европейских коллег.
Ведь он, например, будучи президентом страны-члена НАТО, то есть в определенном смысле подотчетной Соединенным Штатам, не испугался пойти наперекор заокеанскому патрону, когда американцы пытались запретить строительство российского газопровода "Турецкий поток" по дну Черного моря. Болгария, допустим, сразу же отказалась от всех достигнутых с Россией договоренностей, когда из-за океана прозвучало сакральное "не сметь". Можно представить, как сейчас, в условиях газового кризиса, в Софии кусают локти.
Ведь получилось как? Вот уже месяц, как в преддверии холодной зимы вся Европа с замиранием сердца следит за ценами на природный газ. При этом мысленно проклинает себя, а "на публику" – Будапешт, который не пошел на поводу у Вашингтона и Брюсселя, и подписал с Москвой долгосрочный контракт.
А Эрдоган, заявил для начала, что Турции необходимо очень много газа, потом спокойно вылетел в Сочи и решил проблему на личной встрече с российским президентом Владимиром Путиным. О чем договорились тогда лидеры России и Турции за закрытыми дверями, не очень-то и известно. Не исключают, что договоренности по российскому газу могли обойтись турецкому президенту "в копеечку", в виде уступок в Сирии или даже на Южном Кавказе. А, может, на обоих плацдармах. А, может, и еще где-то.
Встрепенулись "заинтересованные и компетентные органы" в Вашингтоне
Однако никто не может отрицать, что купленные в свое время зенитные ракетные комплексы С-400 (которые, по большому счету, вряд ли когда-нибудь понадобятся Турции) или же заказ на строительство АЭС "Аккую" в нынешней ситуации сыграли отнюдь не последнюю роль. А ведь покупая те же С-400, Эрдоган ориентировался отнюдь не на то, что в нужный момент придется закупать российский газ так, чтобы платить не по фьючерсам лондонской биржи.
Тогда турецкому президенту было необходимо показать миру и, прежде всего, США и Европе, свою независимость и способность самостоятельно принимать решения. Правда, тогда ему пришлось смириться с тем, что Турцию вычеркнули из списка стран, которые ждали новые истребители пятого поколения F-35. Но ведь на этом игра не закончилась, верно?
В этой игре со сверхдержавами и отстаивании своих интересов Эрдоган действительно поднаторел настолько, что пытается повысить ставки, заигрывая с американцами из-за тех самых истребителей пятого поколения F-35 Lightning II. Причем играет не в открытую, а ищет обходные пути и маневры. Это опять же специфика поведения турецкого лидера в большой политической войне.
Нынешний раунд он начал еще в самолете, по пути из Сочи, когда заявил, что если США не поставят те самые истребители, Турция начнет искать альтернативные варианты. Более того, даже назвал самую "близкую" альтернативу – истребители пятого поколения Су-57 российского производства. В тот момент показалось, что заявление делается только в расчете на Россию. Но не тут-то было.
Эрдоган не был бы Эрдоганом, если бы в подобной ситуации ограничился шахматным ходом, обещающим результат лишь на одном – российском – направлении.
Можно себе представить, как встрепенулись "заинтересованные и компетентные органы" в Вашингтоне, услышав из уст турецкого президента о Су-57. А сегодня Эрдоган уже "пошел на добивание темы", обратившись к американцам с просьбой-предложением продать ему еще 40 истребителей F-16 Block 70, которые уже есть у Турции на вооружении. А еще попросил модернизировать имеющиеся 80 единиц. Ход гениальный в своей простоте.
Куда ни кинь – всюду клин, и Эрдоган в белом костюме?
Ведь на самом деле такое количество истребителей той же модификации туркам вряд ли нужно. Трудно представить: это в какую же войну может сейчас ввязаться Турция, чтобы использовать такой военный потенциал?
Уж точно не против курдских повстанцев на севере Сирии или Ирака. Уж точно не в Ливии. Да и разногласия с Грецией или с Ираном тоже вряд ли дойдут до такой степени обострения, чтобы пришлось воевать. И уж точно не с Россией воевать вознамерился Эрдоган в тандеме с Украиной.
Какой бы напряженной ни была международная обстановка, до такого пока еще не дошло. А вот в очередной раз выставить американцев скрягами, "кинувших" его на полтора миллиарда долларов и не поставивших партию F-35 Lightning II – от подобного турецкий президент не откажется. Как говорится, имидж самостоятельного политика – все.
Сейчас можно только представить, в каком сложном положении оказались те самые "заинтересованные и компетентные органы" в Вашингтоне. С одной стороны – модернизировать уже имеющиеся у Турции F-16, да еще продать 40 новых – означает выставить самих себя на посмешище перед всеми европейскими союзниками-сателлитами по НАТО. И не только.
Ведь это что же получится? Эрдоган купил российские системы ЗРК С-400, за что ему в наказание отказали от поставок F-35 Lightning II, а сейчас вдруг продают сорок бортов F-16 Block 70? Еще и имеющиеся модернизируют? Скандал мирового масштаба. А как отреагируют, например, имеющие к Турции серьезные претензии Франция с Грецией? И как отреагируют на такой поступок администрации, скажем, в Конгрессе?
С другой стороны – сейчас НАТО американцам необходима, как воздух. Ведь если США концентрируют весь свой военно-дипломатический потенциал в Индо-Тихоокеанском регионе, оголяя европейско-ближневосточное направление, то кто то же должен остаться, как говорится, "в лавке"? При подобном раскладе Турция, как минимум на Ближнем Востоке, для США получается незаменима.
И грубый отказ Анкаре, как это было сделано в случае с F-35, может обернуться для Вашингтона еще одним поражением на внешнеполитической арене. А ну как тот же Эрдоган действительно заявит, что заказывает партию российских истребителей Су-57? И кому нужен такой беззубый и индифферентный Североатлантический альянс? В общем, американской политической элите в сложившейся ситуации не позавидуешь – куда ни кинь, всюду клин. Да еще Эрдоган в белом костюме… Даже не смешно.
Cсылка оригинала: https://ru.armeniasputnik.am/20211007/imidzh--vse-pochemu-erdogan-poprosil-ssha-prodat-turtsii-40-istrebiteley-34054883.html
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.
print
Распечатать