Американский журнал о международной политике The National Interest опубликовал статью Майкла Рубина о президенте Азербайджана, сравнив последнего с Саддамом Хусейном.
Представляем вашему вниманию полный перевод статьи.
«У диктаторов есть свои стратегии отвлечь и обмануть США обаянием, харизмой, икрой и коктейлями.
Ильхам Алиев горд. 12 апреля 2021 года азербайджанский общественный телеканал ITV показал часовую программу, посвященную открытию нового музея в Баку в честь победы Азербайджана в 44-дневной войне в Нагорном Карабахе. Алиев, который никогда не служил в армии, даже когда его сверстники воевали в первой войне, прогуливается в военной форме, показывая захваченную армянскую технику и восковые модели армянских солдат перед обращением к собранным войскам. Центральным элементом 'Парка трофеев' является арка, сделанная из шлемов убитых и пленных армянских солдат. Тот факт, что Азербайджан продолжает незаконно удерживать 260 военнопленных и похищать гражданских лиц – некоторых из которых могли убить в плену – подчеркивает безвкусность демонстрации.
Алиев не первый, кто устроил такой показ. В своей работе 1991 года 'The Monument', исследовании общественного искусства тоталитарного общества, Канан Макия, сын известного архитектора и видного иракского интеллигента, описывал «Арку Победы», известную местным жителям как 'Мечи Кадисии'. Заказанный в 1985 году и открывший свои двери четыре года спустя, памятник, который стоит выше Триумфальной арки в Париже, состоял из предплечий, сформированных из собственного Саддама Хусейна, и кулаков, держащих скрещенные мечи, изготовленные из стали, полученной из расплавленного оружия павших иракских солдат. Пять тысяч иранских шлемов, снятых с поля боя, также присутствуют на памятнике. Речь Хусейна, инициировавший это строительство, мало чем отличалось от речи Алиева: «Храбрые иракцы сделали самые легендарные подвиги в защиту своей земли и святых верований», - заявил Хусейн 22 апреля 1985 года. «Мы решили, что иракцы пройдут под своим флагом, защищенным их мечами, которые прорубили шеи агрессорам». В свою очередь Алиев заявил на инаугурации парка в понедельник: «Все, кто посетит парк военных трофеев, увидят силу нашей армии, увидят нашу силу воли, и как тяжело было добиться победы». Что касается военнопленных, добавлю, что я был дежурным офицером Пентагона в Ираке, когда были найдены массовые захоронения кувейтских заключенных, которых захватил Хусейн.
Сходство между Хусейном и Алиевым трудно не заметить. За годы до того, как он стал откровенным врагом, Хусейн заинтриговал Госдепартамент, видевший в нем прагматичного и умеренного деятеля. Например, на апрельской встрече 1975 года помощник госсекретаря по делам Ближнего Востока Альфред Атертон сказал госсекретарю Генри Киссинджеру: «Хусейн довольно замечательный человек…он очень безжалостный и – с недавних пор очевидно – прагматичный и разумный». По отношению к Алиеву США придерживаются той же оценки.
В 1983 году президент Рональд Рейган отправил Дональда Рамсфелда, в то время бывшего министра обороны, на встречу с Хусейном. Рамсфелд был впечатлен. «Я начал думать, что через усиленные контакты мы сможем убедить иракцев склониться к США и в конечном итоге изменить их поведение», - напомнил он. Заместитель госсекретаря Лоуренс Иглбургер сказал посланнику Хусейна не воспринимать всерьез осуждение американцами химического оружия. Недавняя история Минской группы показывает, что американские официальные лица также, казалось бы, преуменьшают озабоченность по поводу нарушения Азербайджаном международных соглашений.
В обоих случаях Госдепартамент готов игнорировать обращение с меньшинствами. Когда появились первые сообщения о применении Хусейном химического оружия против курдского населения Ирака, один американский дипломат пояснил: «Подход, который мы хотим использовать, заключается в том, что мы хотим иметь хорошие отношения с вами, но что такого рода вещи делают это очень сложным». Между тем, Госдепартамент сохраняет молчание, когда Алиев называет геноцид армян ложью.
Было также подобное чувство шика диктатора в отношении Ирака Хусейна и Азербайджана Алиева. В декабре 1985 года Washington Post Magazine выступил с кратким сообщением об ужине, устроенным послом Ирака Низаром Хамдуном, чья деятельность была направлена против влиятельных еврейских американских и произраильских деятелей. Сегодня посольство Азербайджана в Вашингтоне регулярно нацелено на одну и ту же аудиторию. Журналисты и дипломаты признают «икорную дипломатию» Алиева.
И Хусейн, и Алиев также добивались славы через территориальное завоевание, обвиняя в этом своих жертв. Когда Хусейн хвастался обезглавливанием иранских агрессоров, он не напомнил тот факт, что Ирак сам начал войну с внезапной атаки. Кроме того, Алиев предполагает, что именно армяне были агрессорами, когда азербайджанские силы вместе с турецкой поддержкой начали многоцелевое и неожиданное наступление на Нагорный Карабах в столетнюю годовщину османского вторжения в Армению. И Хусейн, и Алиев тоже были ирредентистами. Американские дипломаты отвергли неоднократные заявления Хусейна о том, что Кувейт является блудной иракской провинцией, вплоть до неожиданного вторжения Ирака в Кувейт. Сегодня Госдепартамент игнорирует заявления Алиева, претендующий на всю Армению.
Параллели идут дальше. В то время как дипломаты считали и Хусейна, и Алиева светскими и умеренными, оба стремились направить исламистский экстремизм в свою пользу. За годы до того, как Исламское государство начало обезглавливание женщин, считавшихся неисламскими, Хусейн убивал женщин, которых баасистский режим считал ‘’проститутками’’ из-за отказа носить хиджаб. Во время последнего конфликта Алиев отправил из Сирии связанных с Аль-Каидой наемников.
Перечисленные сходства между Хусейном и Алиевым – это не просто интеллектуальное упражнение, а скорее предупреждение. В то время как Госдепартамент обсуждает свои стратегии по отношению к другим странам, он редко признает, что у диктаторов есть свои стратегии, чтобы отвлечь и обмануть США обаянием, харизмой, икрой и коктейлями. Если американские официальные лица продолжат проводить политику в соответствии стиля азербайджанских официальных лиц, а не с реальностью их политики, мир, скорее всего, увидит очередную агрессивную войну со стороны Азербайджана, как в свое время Хусейн начал свою собственную войну против Кувейта более трех десятилетий назад».