Назначение генерал-майора Аршака Карапетяна первым заместителем главы армянского Генштаба вызвало некоторые вопросы и подозрения у экспертов, знакомых с ситуацией в армии не понаслышке. Причины лежат на поверхности. Карапетян был снят с поста начальника управления разведки Генштаба сразу же после апрельской эскалации в Карабахе 2016 года – за то, что разведка не сумела вовремя узнать о готовящемся наступлении Азербайджана.
В декабре 2018 года, спустя несколько месяцев после смены власти, генерал стал советником премьер-министра Никола Пашиняна. Политические оппоненты премьера тогда утверждали, что Карапетян в рамках следствия по делу 1 марта дал нужные властям показания, за что и получил должность. Сейчас Карапетян поднялся еще выше по карьерной лестнице.
По мнению руководителя аналитического центра "Опорный пункт", бывшего советника президента НКР по вопросам безопасности Тиграна Абрамяна, назначение генерала стало наградой за лояльность Пашиняна, за показания против своих товарищей-военных. И хотя после известного решения Конституционного суда мартовское дело вошло в тупик, видимо, заслуги Карапетяна не забыты.
"Но нас беспокоит другое – а именно то, что на фоне колоссальных проблем и задач, стоящих перед армией после войны, власти назначают на ключевые должности людей, которые даже при самом большом желании не в состоянии решить поставленные задачи, провести реформы, готовить армию к возможным эскалациям и т.д.", - отметил Абрамян в интервью Sputnik Армения.
Он считает, что в любой сфере кадровые назначения по принципу лояльности неприемлемы и проблематичны, а уж в такой ключевой области, каковой являются вооруженные силы, кадровая политика должна проводиться по профессиональным критериям. Но то, что делает сегодня политическое руководство, назначая на руководящие посты таких людей, способно окончательно разрушить армию, считает наш собеседник.
"Армия – это одна большая семья, и понятно, что такие назначения оказывают негативное влияние на морально-психологическую атмосферу в ВС, особенно после прошлогодних боевых действий", - говорит он.
Глава аналитического центра считает перевод Карапетяна в Генштаб политическим решением. С точки зрения Абрамяна, Никол Пашинян хочет получить полностью лояльный ему Генеральный штаб, и на пути формирования лояльной военной верхушки для премьера ключевым вопросом являются не профессиональные качества, боевые опыт и путь, а политическая ориентация, возможность взять полностью ситуацию под свой контроль.
Абрамян считает, что на должность первого замначальника ГШ были более достойные кандидаты, с солидным опытом и знаниями. Называть имена этих людей он не хочет, но заверяет, что как в Армии обороны Карабаха, так и среди действующих заместителей есть люди, способные куда лучше работать в должности первого заместителя. Именно поэтому ни о каком кадровом голоде не может быть речи.
Наш собеседник опасается того, что из-за такой кадровой чехарды в руководстве Генштаба в ближайшее время многие высокопоставленные военные могут уволиться из армии. Многим неприятна и непонятна нынешняя ситуация. И речь идет не только о представителях высшего эшелона, но и о военных среднего звена – командирах полков, воинских объединений и т.д.
Злоключения Генштаба начались после того, как его руководство и около 40 военных 25 февраля потребовали отставки правительства. После этого Пашинян подал президенту ходатайство об увольнении главы ГШ Оника Гаспаряна. Президент подписывать решение не стал, обратившись к Конституционный суд. Однако 10 марта силой права полномочия Гаспаряна были прекращены. Последний обратился в Административный суд, который позже постановил, что Гаспарян должен остаться в должности до решения КС. Параллельно новым главой ГШ был назначен Артак Давтян. 22 марта премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что Артак Давтян считается вступившим в должность начальника Генштаба ВС Армении "силой права".