В беседе с Tert.am эксперт по энергетической безопасности Ваге Давтян коснулся заявления, которое сделал министр обороны Вагаршак Арутюнян в интервью РИА Новости о том, что Армения обеспечит безопасность транспортного сообщения из Азербайджана в Нахичевань. В частности, он отметил, что де-факто не получая реальных дивидендов от установления сухопутного железнодорожного сообщения Азербайджан-Нахичевань, официальный Ереван обязался обеспечить безопасность грузоперевозок на этом участке.
- Г-н Давтян, насколько возможно обеим сторонам обеспечить безопасность личного состава и экономического груза транспортного сообщения Азербайджан-Нахичевань?
Обеспечение безопасности возможно только технически. Я считаю, что это весьма недальновидный подход, потому что взамен мы могли бы рассмотреть вопрос о реальной интеграции Армении в этот коридор, который сегодня стоит на повестке дня только на уровне тостов, потому что когда мы переносим этот вопрос в прикладную сферу, становится очевидным, что Армения не только не получит реальные экономические дивиденды от этой наземной связи, но и еще больше усугубит свою транспортную блокаду.
Мы видим, что в рамках этих трехсторонних процессов Армения не рассматривается как транзитная зона, и взамен даже не стоит вопрос о введении каких-либо таможенных пошлин или транзитных тарифов. Рассматриваю данное заявление Вагаршака Арутюняна исключительно как антиармянское, оно не соответствует нашим транспортным и экономическим интересам.
- Премьер-министр говорил о сообщении с Россией через Нахичевань. Насколько это экономически целесообразно?
- Человек, которого вы называете премьер-министром, вероятно, не совсем хорошо представляет карту, иначе он бы понял, что не обязательно быть географом или специалистом по транспорту, чтобы понять, что связывать Армению с Россией через Нахичевань - как минимум нонсенс с точки зрения экономической целесообразности, потому что речь идет о маршруте через Нахичевань, Мегринский коридор, затем Зангелан- через Горадиз в Баку и в Дербент через Баку, то есть через Северный Кавказ.
Это значительно продлевает время грузоперевозок, и, стало быть, увеличивает себестоимость доставки. Очевидно, что большая часть грузоперевозчиков продолжит работать по уже действующим маршрутам: через Верхний Ларс по черноморским направлениям.
Очень важно следить за заявлениями Алиева по этой теме. Неделю назад Алиев в Лачине заявил, что преследуется цель установить сухопутное сообщение с Нахичеванью и Турцией, а Россия, в свою очередь, может установить сухопутное сообщение с Арменией. Данное заявление Алиева показало, что вопросы транспортной интеграции Армении не входят в повестку происходящих процессов.
- Г-н Давтян, какую логистическую задачу, собственно, решает Армения? Что мы теряем? Что мы приобретаем?
- Мы ничего не получаем, хотя нам пытаются преподнести эту разблокировку как новую экономическую возможность, но достаточно поговорить с армянскими грузоперевозчиками, чтобы понять, что здесь нет никакой логистической целесообразности. Вспомним также недавние нападения на армянских грузоперевозчиков в Марнеули, которые являются наглядным доказательством того, что армянские грузоперевозчики не могут безопасно проезжать через территорию Азербайджана.
В заключение хотел бы отметить, что мы потеряем свою субъектность, способствуя торговому обороту турецко-азербайджанского тандема, обеспечивая безопасность этих перевозок. Не получив никаких реальных дивидендов, в результате мы послужим ресурсом и инструментом для турецко-азербайджанского сближения.