После подписания трехстороннего заявления по Арцаху страна постепенно возвращается к жизни. Однако проблемы и приоритеты, которые были актуальны до войны, по-прежнему в первоочередной внешнеполитической повестке.
Министр иностранных дел Арцаха Давид БАБАЯН в интервью "Голосу Армении" рассказал об основных внешнеполитических приоритетах республики, урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, о формате Минской группы ОБСЕ, об аэропорте Степанакерта, о статусе русского языка и о многом другом.
- Господин Бабаян, какие основные задачи и приоритеты лежат в основе внешней политики Арцаха? Претерпели ли они какие-либо изменения после известных событий?
- Внешняя политика Республики Арцах, как и любого состоявшегося государства, должна следовать логике и требованиям времени. Резкие эмоциональные шаги, а также резкое изменение политического курса во внешней политике недопустимы. Это может привести к самым серьезным последствиям, особенно в Закавказье, которое является одним из самых активных геополитических регионов. Именно в Закавказье происходят бурные процессы между разными государствами и центрами силы.
Во внешней политике Арцаха есть основные постулаты, которые остаются неизменными. Это, во-первых, урегулирование азербайджано-карабахского конфликта, международное признание Арцаха и развитие взаимоотношений с другими государствами. Это главные постулаты, на которых основывается наша внешняя политика. Но, кроме того, очень важно, особенно сейчас, поддерживать геополитическую субъектность Арцаха. То есть чтобы Арцах продолжал оставаться важным геополитическим игроком и субъектом в Закавказье. Это задача не только внешнеполитического характера, но и одна из главных задач нашего государственного строительства на данном этапе. Естественно, необходимы определенные тактические изменения, меньше эмоций, меньше пиара. Вместо этого следует уделять больше внимания решению тактических задач.
- Возможно ли, с вашей точки зрения, окончательное урегулирование конфликта с учетом того, что президент Азербайджана неоднократно заявлял, что арцахский вопрос решен?
- Одними из компонентов урегулирования конфликта является отказ от силы, от угроз, признание независимости Республики Арцах, но мы не видим никаких подвижек в этих вопросах. Президент Азербайджана Ильхам Алиев посещает оккупированные территории Арцаха, его риторика неприемлема. Он призывает к продолжению геноцида армянского народа, что является грубейшим нарушением норм международного права. Таким образом, очевидно, что нам еще очень долго придется работать в направлении окончательного урегулирования конфликта.
- Как вы считаете, в вопросе урегулирования арцахского вопроса мандат останется за Минской группой ОБСЕ или же возможно создание альтернативных платформ?
- Формат Минской группы ОБСЕ является действенным форматом. Об этом свидетельствуют и заявления стран - сопредседателей Минской группы, в том числе и представителей Российской Федерации. Они отмечают, что данный формат не исчерпал себя и продолжит свою работу, с аналогичными заявлениями выступают и другие представители стран - сопредседателей МГ ОБСЕ. Поэтому я уверен, что этот формат останется единственной площадкой для урегулирования арцахского вопроса в будущем. Но не исключено, что будут созданы и другие форматы для политического диалога между разными странами. Но эти площадки не будут непосредственно вовлечены в урегулирование азербайджано-карабахского кофликта.
Например, сейчас создаются площадки политического диалога между Россией и Турцией, Россией и Ираном. Не исключено, что будет создан российско-турецко-иранский формат диалога или формат с участием стран региона и сопредельных государств. Создание подобных форматов очень вероятно: в Закавказье азербайджанко-карабахский конфликт не является единственной геополитической проблемой. Поэтому я не исключаю создание других площадок для геополитических обсуждений, но сам формат Минской группы, думаю, будет сохранен.
- Насколько вероятным вы считаете решение вопроса деоккупации территорий Арцаха Гадрутского района и города Шуши дипломатическим путем?
- Деоккупация территорий Арцаха является одним из главных направлений нашей внешней политики. Когда это состоится и каким образом, я пока не знаю и не хочу называть какие-то даты, тем более что нынешний период заставляет нас отказаться от пиара и упорно работать в данном направлении.
- Как вы думаете, насколько вероятна в ближайшее время эксплуатация аэропорта в Степанакерте? Будут ли осуществляться пассажирские рейсы или же аэропортом будут пользоваться представители миротворческого контингента?
- Деблокада коммуникаций на данный момент является одним из основных императивов мирного урегулирования, и в этой связи я считаю вполне возможной работу степанакертского аэропорта. Сейчас мы видим реанимацию разного рода транспортных проектов в регионе. И открытие степанакертского аэропорта тоже является одним из таких проектов. Но нужно быть реалистами, это станет возможно не сразу. На первом этапе он будет главным узлом для миротворческого контингента, а затем посмотрим, какая эволюция произойдет в работе аэропорта с точки зрения использования его в гражданских целях.
Что касается использования армянской стороной автодороги Варденис - Карвачар с учетом разблокирования коммуникаций в регионе, то и в этом направлении следует работать, все возможно, но как все будет осуществляться на деле, покажет время: все еще очень важны вопросы безопасности, и ключевую роль в этом играет миротворческий контингент.
- Парламент Арцаха рассматривает возможность признания русского языка в качестве второго официального. Что именно послужило толчком для такого подхода? Также ходят слухи о том, что возможно введение в оборот законопроекта в связи с азербайджанским языком...
- Вопрос, связанный с признанием русского языка в качестве второго официального, очень важен. Важность русского языка для Арцаха следует рассматривать с точки зрения наших исторических связей с Россией, с русским народом. Одним из важнейших аспектов изучения русского языка также является наличие армянской диаспоры в России. Именно в России находится самая большая армянская диаспора, причем в структуре нашей диаспоры в России очень много выходцев из Арцаха, для которых русский является зачастую основным языком. Так как мы заинтересованы в том, чтобы иметь прочные отношения с диаспорой, нужно укреплять эти связи. Этот вопрос следует рассматривать именно в данном контексте. Насчет азербайджанского языка думаю, что это невероятно по вполне понятным причинам.
- На ваш взгляд, какие основные направления следует осуществлять для развития отношений Арцаха с Арменией и диаспорой?
- Развитию отношений с Арменией и диаспорой придается ключевое значение в проекте государственного строительства Арцаха. Как мы знаем, есть триединство Армения - Арцах - Диаспора, так было, есть и будет. Поэтому эти отношения всегда в приоритете, возможно, в новых условиях это потребует некоторого корректирования, но только в направлении углубления отношений. Также следует укреплять связи с теми странами, с которыми у нас общие интересы, в особенности с теми, где есть армянская диаспора.