Утром 27 сентября началась война, 29 сентября Госдума России созвала экстренное заседание под председательством спикера Госдумы Вячеслава Володина с одним вопросом на повестке - немедленные меры по прекращению огня. Об этом в беседе с Tert.am сказал депутат партии «Процветающая Армения» Микаел Мелкумян.
По его словам, докладчиком был председатель комитета Госдумы по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников, а он следил за заседанием в прямом эфире.
Выступили лидеры всех фракций, все они высказали мнение, что нужно немедленно призвать к прекращению огня, и поехать с посреднической миссией в Армению, Арцах, а затем в Баку для принятия решительных мер, потому что ходили слухи о нескольких сотнях жертв, и как только заседание закончилась, все единогласно проголосовали за принятие этого решения.
«Володин велел немедленно связаться с парламентом Азербайджана и Армении, с коллегами и сообщить об их решении. Калашников первым позвонил мне и сказал, что они будут в Ереване через три часа... Я связался с руководством НС и проинформировал их, что есть такое решение, однако мы не получили никакого ответа, более того, по сути, не было адекватного восприятия. Если едут наши российские коллеги, то нужно было предполагать, что речь пойдет о миротворцах и т. д...
Но в условиях дезинформации и лжи, когда мы думали, что сейчас возьмем Геташен, Шаумян, приближаемся к Гандзаку, собирались там пить чай, в тот момент не было адекватного восприятия.
У меня с собой письменный документ решения Думы, фактически, сорвалась ее посредническая миссия», - сказал Мелкумян.
Касаясь уровня нынешних отношений с Россией, депутат отметил: «Лично я, партия, г-н Царукян считаем, что отношения с Россией в нынешнем состоянии далеки от удовлетворительных. Нам нужно вывести отношения с Россией на новый уровень, на новый уровень интеграции, констатировать факт, что мы являемся стратегическими партнерами, а не как нынешние власти жалкие, с комплексами, одним словом, то, что мы увидели 11 января, когда вопрос освобождения военнопленных так и не был решен».
Он отметил, что сегодня мы не знаем, сколько составляет территория Армении, добавив, что вопрос о въезде на территорию Азербайджана по подземному пути Сотка неоднократно обсуждался в советские годы, и Советская Армения выплатила большую арендную плату за разрешение на эксплуатацию этой части.
Мелкумян, касаясь вопроса села Шурнух, задал вопрос, как может почтовое отделение села Шурнух находиться на территории Азербайджана, раз почтовое отделение имеет индекс, письмо не может быть отправлено в Азербайджан и вернуться обратно жителю села Шурнух.
«Шурнух был подсобным лесным хозяйством с особым статусом, лесная часть, большая его часть 1984-86 гг. была передана армянской стороне, взамен от армянской стороны была передана большая территория Мазридуза. Теперь и то, и другое - территория Азербайджана. Это значит, что нет силы, чести, достоинства вести переговоры должным образом, а это нужно делать по документам, военным, административным картам».
На вопрос, находится ли он на связи со своими российскими коллегами, какая информация была передана ему о третьем подписанном документе, Мелкумян сказал, что этот документ является продолжением документа о капитуляции от 9 ноября. Он отметил, что когда они встретились с главами общин Мегри, Капана, Гориса, Сисиана, они сказали, что по соглашению от 9 ноября войска должны были оставаться там, где стоят, но мы отошли.
«Мы отступили на 21 км от участка Капан, на 7-8 км от участка Мегри, на 9 км от участка Гориса, то есть, отошли от границ, которые были установлены, оборудованы инженерными сооружениями. Как их можно было отозвать, они же не отступают по устному приказу...Я склонен думать, что этот документ был и раньше, так как срок документа не установлен, не зафиксирован. Отступили, после чего посредством GPS стали отхватывать от административных границ Армении».