«Анкара с каждым годом усиливает влияние на территории постсоветских стран. Для достижения этих целей Турция включает и инструмент мягкой силы, осуществляя гуманитарные программы. Проводимая политика неоосманизма может привести к неоднозначным последствиям для России и не только», — предостерегает армянский информационно-аналитический центр VERELQ.
Именем Эрдогана, или «маленькая Турция» в Молдавии
Недавно президент Молдавии Игорь Додон заявил, что за три с половиной года своего президентства он сделал все возможное, чтобы восстановить экономические отношения с Российской Федерацией. Так, по величине объема торгового оборота Россия заняла второе место (на первом месте Румыния. — Ред.) среди внешнеторговых партнеров Молдавии, с удельным весом в общем объеме товарооборота 10,92%.
Не дремлет и Турция, которая имеет определенные виды на Молдавию в целом, и на АТО Гагаузию в частности. В конце августа текущего года в Комрате (столица автономно-территориального образования Гагаузия. — Ред.) состоялось открытие генерального консульства Турции. Дипломатическое представительство открыл министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу, который прибыл в автономию с официальным визитом.
Речей было сказано много. Официальные представители власти Гагаузии сочли своим долгом еще раз подчеркнуть, что «Турция — стратегический партнер Молдовы», а автономия и дальше готова быть мостом дружбы между Турцией и Республикой Молдова. Так же с благодарностью было отмечено, что именно при поддержке турецких властей в Гагаузии реализовали множество экономических, социальных и культурных проектов.
Мевлют Чавушоглу в своем выступлении обозначил основные проекты, которые в настоящее время реализуются в Гагаузии при поддержке Турции. Один из крупнейших проектов — строительство Индустриального колледжа, который будет построен на площади в несколько гектаров и предполагает 500 мест для проживания учащихся. Колледж будет назван в честь Реджепа Тайипа Эрдогана.
Добавим, что несмотря на то, что Гагаузия позиционирует себя «мостом дружбы между Турцией и Республикой Молдова», однако и без него Анкара и Кишинев неплохо сотрудничают. Так, в октябре 2018-го в Кишиневе во время официального визита президента Турции Эрдогана была подписана декларация о стратегическом партнерстве. Стороны определили стратегию развития отношений во многих областях, таких как политика, военная сфера, безопасность, экономика, торговля, энергетика, транспорт, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение, культура, наука и гуманитарная сфера.
По данным на 2019 год, Турция — один из важнейших торговых партнеров и инвесторов Молдавии (шестое место по объему инвестиций и седьмое по товарообороту). В настоящий момент товарооборот между двумя странами составляет 600 млн долларов (для сравнения — с РФ за 2019 год составил $ 941,67 млн) в год, и Турция готова довести товарооборот с Молдавией до $ 1 млрд, то есть фактически догнать и перегнать Россию.
Показательной представляется и позиция в этом вопросе сторонников румынизации Молдавии, которые хотя и на текущий момент подвергают резкой критике действующие власти республики, в вопросе турецкой активизации проявляют удивительную солидарность.
Румыния, которая считает необходимым усилить свое присутствие в Гагаузии (читай — вытеснить Россию), испытает с этим сложности, поэтому куда выгоднее поощрять действия Турции на данном этапе, с надеждой решить вопрос в свою пользу в будущем.
Наращивание влияния в странах Центральной Азии
Наращивает Турция свое влияние и в странах Центральной Азии. Так, в октябре 2009 года в Нахичевани был создан Совет Сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). В него входят Турция, Азербайджан, Казахстан и Кыргызстан, Узбекистан. Что касается Туркменистана, то пока он присматривается.
При этом на различных площадках заявляется, что «по демографическому и экономическому потенциалу Тюркский совет вполне способен конкурировать с Евразийским экономическим союзом».
Сотрудничество Турции с отдельными государствами ЦА выглядит следующим образом.
Торгово-экономическое партнёрство Узбекистана и Турции демонстрируют уверенный рост, в частности, объём товарооборота в 2019 году составил 2,5 млрд долларов, показав рост в 22,7 процента по отношению к 2018 году.
Добавим, что Узбекистан и Турция в июле текущего года заявили о намерении в краткосрочной перспективе увеличить товарооборот с $ 2,5 млрд до $ 5 млрд.
Для сравнения: по итогам 2019 года товарооборот между Узбекистаном и Россией по сравнению с предыдущим годом увеличился на 17% и составил $ 6,6 млрд.
Как видим, Турция стремится максимально приблизиться к этим показателям.
Из числа тюркоязычных государств основным торговым партнером Казахстана в 2019 году стала Турция. Товарооборот между двумя странами составил 3,13 миллиардов долларов. Казахстан экспортирует в Турцию пшеницу, медь, газ, нефть, алюминий и цинк, импортирует грубо говоря ширпотреб — электрооборудование, машины, текстиль, мебель и другие товары. В республике работают свыше двух тысяч компаний с турецким капиталом.
Правда Турции до показателей России очень и очень далеко. В частности, товарооборот между Казахстаном и Россией в 2019 году составил 19,67 миллиардов долларов, тогда как с Китаем — 14,39 миллиардов долларов.
Объем торгового товарооборота между Турцией и Туркменистаном тоже идет в сторону роста: по итогам 2019 года он составил 944,477 миллиона долларов. По сравнению с 2018 годом вырос на 216,314 миллиона долларов. В текущем году также наблюдался рост.
Для сравнения: в 2019 году товарооборот между Россией и Туркменистаном увеличился в 1,5 раза и составил 695 миллионов долларов США, а с учетом поставок туркменского газа достиг порядка 1 миллиарда долларов.
Таким образом, Турция с каждым годом увеличивает товарооборот со странами ЦА, используя параллельно мягкую силу, и тем самым наращивает свое региональное влияние.
Украина на коротком поводке
Весьма интересно развивает Турция отношения с Украиной, скажем так с оглядкой на Москву и во избежание возможных отрицательных последствий для сотрудничества с Россией.
С одной стороны, турецкие инвесторы вложили в экономику Украины 3,6 млрд долларов США. По этому показателю Турция входит в топ-3 на украинском рынке минимум в 10 секторах экономики (такие цифры привел президент Ассоциации турецких бизнесменов в Украине (TUİD) Бурак Пехливан изданию Milliyet). И скажем за первое полугодие 2020 года товарооборот между двумя странами достиг 2,27 млрд долл., что на 1,7% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Киев на этом останавливаться не собирается и перезапускает переговоры о зоне свободной торговли с Турцией, и надеется с помощью сделки поднять товарооборот сторон до $ 10 млрд. Но, с другой стороны, как пишет «Газета.ру», специалисты указывают на давление Анкары на Украину путем повышения тарифных пошлин на различные товары (Турция ввела с 20 августа дополнительный таможенный сбор в размере 15−20% на 115 видов украинских товаров. — Ред.), что в итоге может привести к созданию ЗСТ на неравных для Киева условиях.
При этом на Украине опасаются (и небезосновательно), что власти готовы пойти на сделку только ради политических очков.
Проглотить Аджарию и не поперхнуться
Турецкий бизнес является основным инвестором в грузинскую экономику. Власти Грузии заявляют о своей готовности еще более поощрять и создавать необходимые условия для турецких инвесторов.
Благодаря «грузинскому поощрению», в Аджарии за последние годы резко возросло присутствие Турции. Например, в Батуми 70% инвестиций — турецкие. Еще несколько лет, и не исключено полное поглощение Аджарии Турцией.
Кроме инвестиций, Турция построила внушительное количество мечетей. Для того, чтобы понять с какой целью это делается достаточно вспомнить процитированные (на свой лад) Эрдоганом поэмы пантюркиста начала XX века Зии Гёкальпа («Мечети наши казармы, купола наши шлемы, минареты — наши штыки и верные наши солдаты»).
Одна нация — одно государство, или судьба Азербайджана
Анкара и Баку выстраивают свои отношения в соответствии с принципом «Одна нация — два государства», что не мешает им категорически отказывать Армении в праве находиться с Арцахом (Нагорным Карабахом. — Ред.) в аналогичном формате.
После последнего июльского обострения на азербайджано-армянской границе Эрдоган заявил о безоговорочной поддержке Азербайджана.
Затем в Баку несколько тысяч человек провели акцию протеста под турецкими флагами, скандируя антироссийские и антиармянские лозунги. Собравшиеся призывали Турцию «спасти Азербайджан от армян и русских», требуя от властей страны разместить на азербайджанской территории турецкие военные базы. Понятно, что проведение аналогичных акций в крупнейшей закавказской республике невозможно без ведома властей.
В целом многие эксперты уверены, что Турция попросту поглощает Азербайджан в соответствии с принципом «Одна нация — одно государство». А что касается озвученного сообщения о размещении турецких военных на территории Азербайджана (читай — возможного подарка Турции НАТО), то оно было направлено в первую очередь России как предупреждение.
Правда при появлении турецких военных баз в Азербайджане, немедленно последуют ответные шаги России, но это уже тема для отдельного разговора.