Армянская газета «Иратес» («Реалист») опубликовала статью Арама В. Саргсяна, посвященную последним процессам в отношениях между Арменией и Россией, а также внутриполитическим позициям премьер-министра Никола Пашиняна. EADaily публикует статью целиком, без изменений в переводе на русский язык.
Даже невооруженным взглядом заметна нервозность, временами перерастающая в панику, в действиях, поведении, принятых решениях и настроении властей Армении. Очевидно, как внутри власти, так и во взаимоотношениях с общественностью, проявляется какая-то напряженность, которую премьер-министр Никол Пашинян пытается затушевать легкомысленными прямыми эфирами, однако достаточно отвлечь его от продуманного им сценария, как становится понятно, что все валится, и на первый план вновь выступает напряженность.
Конечно, есть множество факторов, которые сегодня влияют на настроения и действия власти: проваленная борьба с эпидемией, довольно тяжелое социальное положение, имеющее тенденцию к ухудшению, внутривластные трещины, противостояние власть-общество, очевидное увеличение ресурсов оппозиции, разоблачения теневых операций и договоренностей властей со стороны тех или иных оппозиционных кругов и пр. Однако здесь очень важны внешнеполитические факторы и, прежде всего, проявившиеся со всей очевидностью в последние несколько месяцев проблемы со стратегическим партнером — Россией, которые несут отнюдь не только умозрительный характер, но и переросли в практические проблемы, став рычагом давления в руках Москвы.
РФ сегодня практически не скрывает давление на власти Армении, демонстрируя, что все сигналы армянских властей, последовательно посылаемые в последние два года относительно того, что российская сторона якобы смирилась с армянскими революционными властями, и достигнут беспрецедентный уровень в межгосударственных и личных с руководством России взаимоотношениях, были элементарным блефом. И армянское руководство это скрывало, как всегда выдавая желаемое за действительность, или же вообще ничего не смыслит в реальной политике, что является огромной проблемой, поскольку можем зафиксировать, что власти Армении попросту неадекватны в межгосударственных взаимоотношениях.
В последний период Российская Федерация нанесла чувствительные удары, причем публичные:
1. Первым чувствительным ударом стали всем известные заявления главы МИД России Сергея Лаврова относительно нынешнего состояния армяно-российских отношений. Они, прежде всего, касались вопроса Арцаха (армянское историческое название Нагорного Карабаха. — Ред.) Опытный дипломат Сергей Лавров, понимая, насколько это чувствительная тема для общественности и властей Армении, будучи прекрасно осведомленным, какая версия относительно переговорного процесса предъявлена внутренней аудитории властями Армении, поднял три важных темы:
а) выяснилось, что вокруг арцахского вопроса на переговорный стол положен документ — тот самый Мадридский документ, который уже очень давно легитимирован. Между тем, армянское руководство уже два года постоянно твердит, что какой-либо документ в арцахском вопросе в качестве основы не является предметом для переговоров.
б) опытный дипломат, представитель страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ Сергей Лавров сообщил, что уже длительное время вокруг этого документа проходят переговоры. Тогда как армянские власти до сих пор твердят, что каких-либо переговоров не ведется. Конечно, в подобные утверждения никто не верит, однако Пашинян со своей командой пытается ввести в заблуждение армянскую общественность. Фактически, Лавров опроверг армянские власти, выдвинув очередной тезис для внутренней аудитории:
в) Лавров заявил, что переговоры и обсуждаемый за столом документ имеет поэтапную методологию. Это, пожалуй, одна из наиболее чувствительных тем. Слово «поэтапный» в Армении всегда ассоциировалось с пораженческой политикой и пораженческой моделью Левона Тер-Петросяна, по причине чего первый президент Армении был смещен от власти известными силами. Сделав эти разоблачения, возымевшие эффект взорвавшейся бомбы, Лавров прекрасно понимал, что во внутренней повестке возникают новые вопросы для властей Армении. По сути дела, тем самым Лавров вложил оружие в руки оппозиционной общественности и политических сил, которые, непосредственно ссылаясь на министра иностранных дел России, могут обвинять руководство Армении в фальсификации правды и проведении пораженческой политики в вопросе Арцаха.
И как бы власти Армении ни пытались противодействовать или нейтрализовать влияние «лавровского подарка», политические круги и думающая общественность понимают, что такой деятель, как Лавров в подобных заявлениях не шутит. Реальность гораздо более близка к сказанному Лавровым, чем к позиции властей Армении. Все это является серьезным давлением на армянскую элиту, из-под которого премьер-министр Никол Пашинян так и не может выйти, и даже нервничает в парламенте, когда ему задают вопрос по данной теме.
2. Следующее давление: тот же Лавров по сути разоблачил тайну давления российского газовой политики: министр иностранных дел России не только сказал, чтобы Армения не питала особых надежд относительно снижения цен на газ, даже в условиях кризиса, но и парировал, что Еревану, прежде чем выдвигать требования и иметь ожидания от своего союзника — России, самому необходимо демонстрировать партнерские подходы. Сразу был выдвинут на передний план вопрос о том, что в Армении подвергаются давлению компании с российским капиталом, в том числе со стороны налоговых и силовых органов, приведя в пример историю Южно-Кавказской железной дороги (ЮКЖД). Помните, едва придя к власти, Никол Пашинян, в очередной раз проснувшись в плохом настроении и решив, что России необходимо показать, что в Армении новая власть, с которой надо считаться, устроил «маски-шоу» в ЮКЖД, произошли довольно смешные события, и до сих пор непонятно, что там произошло. Но русские очень даже хорошо помнят об этом и в нужный момент акцентируют, что союзники так не поступают. Более того, фактически сегодня речь идет не о снижении цены на газ, а наоборот — об увеличении. Летом, по всей видимости, русские повысят тарифы.
3. Когда Лавров говорил о не союзнических отношениях, акцентировав судебные процессы, связанные с компаниями с российским капиталом, все волей-неволей вспомнили, какие жесткие обвинения против властей Армении прозвучали от Лаврова два года назад в связи с судебными процессами над Робертом Кочаряном и (Юрием) Хачатуровым (бывший начальник Генштаба ВС Армении и генсек ОДКБ. — Ред.). По сути дела, все заметили, что русские не забывают о близком друге Владимира Путина — Роберте Кочаряне. И вот в последние дни распространилась информация, что под этим давлением Пашинян пытается в судебном процессе «продать» русским, тому же Путину, изменение меры пресечения Роберта Кочаряна. И несколько раз отправляя гонцов к Кочаряну и не получив гарантий, что в случае изменения меры пресечения второй президент Армении более не будет заниматься политикой, согласно российским источникам, Пашинян попытался связаться с Путиным, чтобы получить гарантии от последнего, однако по сей день не может добиться телефонного разговора с президентом России. В Москве мотивируют свой отказ тем, что у Путина нет времени, поскольку он занят оперативными вопросами, связанными с борьбой с коронавирусом. Ясно, что это обычная увертка, чтобы сказать Пашиняну: как заварил кашу с Кочаряном, взяв его в заложники, так и пытайся решить этот вопрос сам. В конце концов, Пашинян будет вынужден освободить Кочаряна, поскольку в перспективе у него будут такие проблемы, в сравнении с которыми вопрос второго президента покажется ему весьма незначительным.
В последние месяцы очевидно, что Путин отказывается от какого-либо контакта с Пашиняном. Партнерами Пашиняна в России стали премьер-министры этой страны. Связь была раньше с Дмитрием Медведевым, а сейчас по большей части с Михаилом Мишустиным. То есть, администрация президента России очень четко демонстрирует истинное место Пашиняна. Путин для Пашиняна отныне недосягаем. Это было очень ясно видно также 9 мая, когда президент РФ лично поздравил, а затем и провел телефонные переговоры с руководителями бывших советских республик, однако Никол Пашинян подобной чести не удостоился. Для сравнения отметим, что с Ильхамом Алиевым Путин подобный разговор имел. Хотя, отметим, что Азербайджан не является членом ни ЕАЭС, ни ОДКБ, и по части официальной стратегии взаимоотношений статусы наших стран очень отличаются. Однако Путин предпочел беседовать с Алиевым.
4. Еще одна тема. Американские биологические лаборатории в Армении, которые были созданы несколько лет назад при американском финансировании, и где, согласно российским источникам, проводятся серьезные испытания биологических материалов. В условиях коронавируса, когда родилось много вопросов относительно его искусственного происхождения, тема лабораторий становится весьма актуальной. И под теневым давлением китайцев, русские поднимают тему этих лабораторий, чтобы суметь войти туда и увидеть, что на самом деле происходит. Очередным дипломатическим открытием Никола Пашиняна стало то, что посредством МИД было заявлено, что граждане какой-либо другой страны не могут ступить туда ногой, ибо эти лаборатории принадлежат Армении. Тем самым, фактически, было отвергнуто предложение русских. Однако недавно источники, близкие к российской власти, произвели информационную утечку, опубликовав список людей, посетивших в последний период эти объекты. В этом списке были американцы, люди, имеющие отношение к НАТО. В этих материалах российские источники вопрошали: знает ли вообще МИД Армении, что люди, связанные со спецслужбами США, тем не менее, беспрепятственно входят в эти лаборатории, и касаются ли ограничения Армении только союзников — русских. И вокруг этого вопроса русские спровоцировали серьезный кризис, который может иметь неожиданный резонанс. И пока не ясно, какое развитие получит этот вопрос в парадигме интриг, созданных вокруг пандемии коронавируса.
5. Однако самый вкусный кусок торта — это дело о контрабанде сигарет, детали которого более чем ясно представил Микаэл Минасян (бывший замглавы администрации президента Армении и экс-посол в Ватикане, зять экс-президента республики Сержа Саргсяна. — Ред.) полностью раскрыл дело, разоблачив, что данная контрабанда была реализована непосредственно при помощи членов семьи Никола Пашиняна — Анны Акопян, Сипана Пашиняна, Грачья Акопяна. Но самое интересное в том, что разоблачение и публикации были сделаны со стороны спецслужб России, указав на тех людей и семьи, которые занимались контрабандой. По сути, русские собрали серьезную папку относительно пашиняновской семьи, обвиняя их в контрабанде. Это те пункты, которые свидетельствуют, что позиции Пашиняна в армяно-российских отношениях более чем усложняются.
Изучая историю Армении последних нескольких десятилетий, видим, что для Армении отношения с Россией являются судьбоносными, поскольку РФ имеет серьезные акции в сферах и экономики, и безопасности и социальной жизни нашей страны. В этому случае не нужно удивляться, что Пашинян находится под серьезным давлением, и очень хорошо понимает, что ему необходимо выбираться из день ото дня сжимающегося вокруг него кольца. И сейчас он ищет любой пункт, уступив в котором сможет выйти из этого состояния. Сейчас проблема в том, что уступка, на которую Пашинян готов пойти, не стала бы необратимой для Армении, которую следующие власти будут не в состоянии повернуть вспять. Речь, прежде всего, об уступках территориальных и в вопросе безопасности. Никол Пашинян сейчас похож на раненого зверя, который готов на все ради продления своей власти. Процессы же все более обостряются по самым разным темам. Однако достаточно и одних проблем на российском направлении, чтобы Пашинян встал на краю серьезного провала.