Tert.am побеседовал с бывшим министром иностранных дел Арцаха, Чрезвычайным и Полномочным послом в Армении Арманом Меликяном о женевской встрече министров иностранных дел Армении и Азербайджана и нынешнем этапе процесса урегулирования нагорно-карабахского конфликта.

- Господин Меликян, 29 и 30 января в Женеве состоялись встречи министров иностранных дел Армении и Азербайджана. Их длительность многие сочли рекордной. О чем, по вашему мнению, может говорить двухдневная и длящаяся много часов встреча? В конце концов, можно ли считать ее переговорами или это просто обсуждения, как уверяют власти Армении?

- Поскольку относительно тем, обсуждавшихся на этих встречах не было предоставлено какой-либо членораздельной информации, то, что бы мы сейчас не сказали, будет на уровне предположений. Я считаю маловероятным, что речь шла о необходимости разработки новых подходов урегулирования.
Исходя из текста заявления сопредседателей и отрывистых комментариев официальных представителей сторон, можно подумать, что все еще проводится некоторая работа по применению в перепакетированном виде ранее обговоренных и введенных в обращение подходов и принципов.

То есть, возможно, что стороны так долго согласовывали вопросы, связанные с новым «пакетированием». Называют ли стороны эти встречи переговорами, общением, беседами или дебатами, фактом является то, что участники встречи - официальные представители их государств, поэтому независимо от того, какие решения они принимают вместе, министр иностранных дел Зограб Мнацаканян это будет делать от имени Республики Армения и при посредничестве и гарантии официальных представителей Соединенных Штатов, России и Франции.

- Такая продолжительность встречи породила у многих уверенность в том, что на столе лежит пакет предложений. Разве словосочетание «принципы и элементы, лежащие в основе будущего урегулирования», использованное в заявлении, не указывает на то, что пакет предложений действительно существует, и вокруг него и ведутся переговоры? Почему действующие власти не признают этого?

- Если переговоры действительно ведутся по старой повестке, они останутся неэффективными и безрезультатными, что бы ни говорили по этому поводу стороны и посредники.

На мой взгляд, важно то, что власти Армении уже официально заявили, что не могут действовать от имени армян Арцаха и не заменят власти Арцаха за столом переговоров.
Баку должен начать диалог со Степанакертом.

Если это является отправной точкой политического руководства РА, то она может содействовать азербайджанской стороне и воздержаться от открытого обсуждения вопроса до тех пор, пока азербайджанская сторона не сформулирует обоснование, устраивающие их с внутриполитической точки зрения, для такого продолжения переговоров.

- Также много обсуждалась та часть заявления министерства иностранных дел РА, в которой говорится о подчеркнутой министром Мнацаканяном необходимости вовлечения избранных представителей народа Арцаха в мирный процесс. Не является ли проблематичным термин «избранные представители народа Арцаха»? Почему бы в этом случае не использовать фразу «избранные власти Арцаха»?

- Если участие в переговорах в качестве стороны общественной организации «азербайджанская община» Арцаха исключается, то я бы на начальном этапе не считал, что термин «избранные представители Арцаха» проблематичен, если переговорщики от Арцаха в рамках процесса будут наделены теми же правами и полномочиями, что и другие стороны переговоров.

- В совместном заявлении министров Армении и Азербайджана говорится, что сопредседатели подтвердили свою полную приверженность принципу конфиденциальности в процессе урегулирования. Вроде, впервые речь идет о таком обязательстве. Это что новый элемент в переговорном процессе?

- Видимо, обсуждаются очень деликатные темы, и болтливость одной из сторон может вызвать внутриполитические проблемы у противоположной стороны, что подорвет прилагаемые в настоящее время усилия по продвижению дела. Вот почему стороны дали обет молчания.

- Примечательно, что встречи министров носят достаточно интенсивный характер, на следующих друг за другом встречах обязательно упоминается о предстоящей в ближайшее время встрече. Насколько они делают эффективным процесс урегулирования?

- Для измерения эффективности процесса необходимы конкретные весомые результаты, однако их пока нет. Кстати, результаты предстоящих президентских и парламентских выборов в Арцахе могут обогатить переговорный процесс новыми важными факторами.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.