28 ноября в Бишкеке состоялся саммит лидеров стран-членов ОДКБ, в котором приняли участие премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент России Владимир Путин, президент Беларуси Александр Лукашенко, президент Кыргызстана Сооронбай Жээнбеков, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и президент Таджикистана Эмомали Рахмон. Самой звучной новостью с саммита, вероятно, стало утверждение в должности генерального секретаря ОДКБ с 1 января 2020 г. представителя Беларуси Станислава Зася. Этот вопрос был причиной серьезных политических разногласий для стран-членов ОДКБ. Это было связано с тем, что уже в начале ноября 2018 г. армянская сторона до истечения срока своих полномочий отозвала Юрия Хачатурова с поста генерального секретаря ОДКБ и так и не смогла утвердить своего нового кандидата на этот очень важный для нас пост. В свою очередь Беларусь не преминула использовать сложившуюся ситуацию, сделав все для того, чтобы ее кандидат на полтора года раньше был назначен генеральным секретарем ОДКБ. В результате этот важный и для Армении, и для Беларуси, и для других государств-членов организации вопрос, более года оставался открытым, став причиной новых разногласий и споров. И хотя Беларуси, в конце концов, удалось утвердить Зася на этом важном посту, тем не менее, ясно, что еще не все сглажено, и у армянской стороны имеются серьезные проблемы с восстановлением своих позиций в ОДКБ.
Приоритеты Армении
В сентябре 2015 года Республика Армения приняла председательство в Организации Договора о коллективной безопасности. По завершении заседания Совета коллективной безопасности ОДКБ, проходившего в столице Таджикистана, Душанбе, Президент РА Серж Саргсян представил представителям СМИ приоритеты Армении в структуре, каковыми были:
-Повышение коллективного потенциала ОДКБ в соответствии с законодательством Организации и на основе принципа наследования.
-Дальнейшее развитие концептуальных основ деятельности ОДКБ и системы кризисного реагирования.
-Институциональные аспекты повышения эффективности деятельности ОДКБ, в том числе вопросы совершенствования внешнеполитической координации и развития сотрудничества с другими международными организациями.
-Дальнейшее совершенствование системы управления силами и ресурсами системы ОДКБ, увеличение миротворческого потенциала, углубление военно-технического и военно-экономического сотрудничества, оптимизация логистической составляющей транзита и перевозок[1].
В том же выступлении руководитель Армении также отмечал, что наша страна намерена сосредоточиться на вопросах совместного противодействия проявлениям международного терроризма и экстремизма, неофашизма, шовинизма и иных форм ксенофобии.
Всего год спустя президент РА Серж Саргсян объявил, что на очередном заседании Совета коллективной безопасности ОДКБ в Ереване была принята Стратегия коллективной безопасности ОДКБ[2]. Еще несколько месяцев спустя, в апреле 2017 г., представитель Армении Юрий Хачатуров был назначен на должность генерального секретаря ОДКБ.
Указанный период можно охарактеризовать как один из наиболее эффективных этапов членства Армении в ОДКБ. В его ходе наша страна не только смогла усилить свое влияние на процессы уточнения и выработки приоритетов ОДКБ, но и приобрела эффективные механизмы в вопросе координации повседневной деятельности ОДКБ и переноса ее вектора в наш регион. Официальный Ереван, а также армянское экспертное сообщество, придавали большое значение тому факту, что именно представитель Армении координирует деятельность ОДКБ до 2025 г. на первом этапе реализации стратегии. Таким образом, армянская сторона была уверена, что ОДКБ будет уделять большее внимание различным угрозам на Южном Кавказе и, в особенности, проблеме урегулирования азербайджано-арцахского конфликта.
И действительно, 2016-2017 гг. были отмечены увеличением количества и усилением содержания заявлений ОДКБ, выражающих интересы Армении. Кроме того, официальный Ереван приложил серьезные усилия как в разработке и внедрении механизмов коллективной безопасности, так и в повышении их эффективности. Поэтому не случайно, что руководители страны считали членство Армении в ОДКБ и повышение международного авторитета структуры одним из важных направлений нашей внешней политики.
Нереализованные возможности
Указанная деятельность Армении в рамках ОДКБ была нарушена в 2018 г. после государственного переворота, произошедшего в нашей стране. Новые власти Армении, добиваясь решения стоявших перед ними внутриполитических проблем, в июле того же года принимают решение об аресте генерального секретаря ОДКБ Юрия Хачатурова[3]. Эта новость приобретает эффект холодного душа не только в Армении, но и в других странах-членах ОДКБ. По международному авторитету данной структуры, имеющей важное значение в системе безопасности нашей страны, наносится сильнейший удар, что также накладывает крайне негативный отпечаток на отношения Армении с другими государствами-членами ОДКБ. С этого момента официальный Ереван начинает восприниматься ими как ненадежный партнер, поэтому властям Армении так и не удается назначить на должность генерального секретаря ОДКБ еще одного представителя нашей страны. И это несмотря на то, что до истечения срока нахождения в должности Ю. Хачатурова оставалось еще около двух лет. Временной отрезок, который был так важен для бывших властей РА в плане реализации вышеупомянутых программ, но который так и не был использован правительством Пашиняна.
Помимо того, что в результате ареста и отзыва с поста генерального секретаря ОДКБ Ю. Хачатурова Армения потеряла с превеликим трудом добытые возможности продвигать собственную повестку в данной структуре, как мы уже отмечали, возникли серьезные трудности и в отношениях с другими государствами-членами ОДКБ. И это уже проблема, для решения которой официальному Еревану потребуется время и большие усилия.
Все осложняется еще и тем обстоятельством, что ожидания и приоритеты Армении и других стран-членов ОДКБ в этой важной безопасностной структуре сильно различаются. В то время как основные ожидания Армении заключаются в том, что потенциал ОДКБ может служить для пресечения возможных агрессивных действий Азербайджана и Турции, страны Центральной Азии больше волнует активность наркотрафика и экстремистско-террористических организаций на их границах и даже внутри них. К этому также прибавляется геополитический интерес России и Беларуси, которые рассматривают ОДКБ в качестве будущего инструмента противодействия НАТО и создания противовеса международным силам в различных горячих точках. Кроме того, ситуация для Армении осложняется еще и тем обстоятельством, что ряд стран-членов ОДКБ имеют хорошие отношения с Азербайджаном и не желают, ничтоже сумняшеся, жертвовать своими политико-экономическими интересами из-за проблем безопасности Армении.
Тем не менее, Армения может и должна разработать такие повестки дня, которые будут способствовать как делу повышения роли нашей страны в ОДКБ, так и эффективному использованию потенциала ОДКБ. Для решения этих проблем необходимы новые подходы, новые предложения и новые инициативы. Однако, несмотря на проблемы, выявившиеся в отношениях Армения-ОДКБ, власти нашей страны, похоже, в этом вопросе не спешат. Очевидно, что с армянской стороны существует дефицит инициатив, что еще больше отчуждает Армению в глазах других стран-членов ОДКБ.
Пути преодоления проблем
Как мы уже отмечали, ожидания Армении от нашего членства в ОДКБ в основном касаются военной составляющей безопасности - более благоприятных условий приобретения вооружения и боеприпасов, совместных войсковых групп, оборонительных систем и т. д. Причем эти ожидания подчеркнуто милитаризованы не только властями, бывшими и нынешними, но и обществом. Прежде всего, обществом, поскольку значительная часть граждан Армении ожидает, что после каждого выстрела, зафиксированного на армяно-азербайджанской границе, ОДКБ должна объявлять войну Азербайджану. И тогда, когда этого не происходит, люди начинают с сомнением рассуждать о целесообразности членства Армении в ОДКБ. В результате проявляются новые спекуляции, разочарования и неуместные обвинения в адрес партнеров по ОДКБ.
А чрезмерная концентрация правительства на военной составляющей потенциала ОДКБ, в свою очередь, ограничивает восприятие других возможностей структуры уже на государственном уровне, что, в конечном итоге, во-первых, ослабляет роль Армении в ОДКБ (если не сказать создает искусственные проблемы с другими государствами-членами Организации) и, во-вторых, не позволяет этой безопастностной структуре служить в других сферах, важных для армянских государств и армянского народа в целом.
Кстати, упомянутое явление характерно и для других стран-членов ОДКБ. Впечатление такое, что каждая из них использует фактор ОДКБ исключительно с целью отдания дани уважения России и большего развития двусторонних отношений с самой Россией. То есть восприятие коллективного интереса в странах-членах ОДКБ развито слабо, поэтому каждая страна пытается тянуть одеяло на свою сторону, зачастую даже ставя под угрозу интересы других стран-союзников.
Лидеры практически всех стран-членов ОДКБ время от времени обращают внимание своих коллег на этот факт. Но опять же, как правило, это делается только в том случае, если данная страна сталкивается с определенными проблемными вопросами, исходящими от другой страны-члена ОДКБ.
Эта реальность еще более странная, особенно если учесть, сколько в ОДКБ существует различных механизмов решения проблем для противодействия общим вызовам. Это и военная безопасность, и сотрудничество на различных международных площадках, и военно-экономическое сотрудничество государств-членов ОДКБ, и образование, и борьба с незаконным оборотом наркотиков, и предупреждение и пресечение нелегальной миграции, и кибербезопасность, и борьба с пропагандой экстремистских идеологий и террористическими структурами и т. д.
Используя свой статус регионального военно-политического альянса, ОДКБ на уровне международной организации уже сотрудничает с другими международными структурами - СНГ, ШОС, ООН и проч, защищая интересы своих государств-членов. Решает проблемы безопасности на Ближнем Востоке, в бассейне Черного моря, в Центральной Азии и в других местах. Все это способствует не только укреплению репутации ОДКБ как международной организации, но и увеличивает влияние всех государств-членов данной структуры в их регионах и в международных политических процессах. И это те возможности, которые практически не учитываются властями Армении и экспертным сообществом.
Армения должна разработать политику с более широким пониманием возможностей ОДКБ и попытаться предложить Организации и другим ее государствам-членам новые повестки дня. Конечно, эти повестки не могут быть ограничены только интересами безопасности Армении. В этом вопросе нужны решения, которые будут находиться в сфере общих интересов, что также позволит восстановить авторитет Армении среди других стран-членов ОДКБ. И это важная цель, для достижения которой Армения должна привлечь экспертный, политический, экономический и военный потенциал страны.
Таким образом членство в сильном военно-политическом союзе будет также означать облегченные механизмы преодоления всех вызовов безопасности страны а, следовательно, и повышение уровня защищенности. Соответственно, во внешнеполитической повестке Армении требуется изменение восприятия значения ОДКБ и выгод, ожидаемых от этой Организации, и новая логика. И если это произойдет, если Армения начнет разрабатывать новые повестки дня для ОДКБ, то можно ожидать, что в будущем этот военно-политический альянс займется такими вопросами, как ограничение и пресечение геополитических устремлений противников Армении, оказание военно-политической и военно-экономической поддержки дружественным Армении странам, не являющимся членами ОДКБ, защита интересов армян в других регионах (например, на Ближнем Востоке) и т. д.