Причин для кризиса в отношениях США и европейских стран – воз и маленькая тележка. Это и жесткие нефтяные санкции против Тегерана, и антииранская морская коалиция в Персидском заливе. Это и "Северный поток-2", и натовские ежегодные взносы, которые Вашингтон желает навязать развитым странам ЕС. А еще это жесткий британский Brexit (брекзит), к которому Лондон в открытую подталкивают американцы.

Наравне с США все участники иранской "ядерной сделки" имеют одинаковые права

Этот клубок противоречий может привести к тому, что в итоге американцам придется пересматривать внешнеполитическую парадигму европейской политики. Уже чувствуется, что отныне главную ставку в своем противостоянии с Москвой Вашингтон делает не на Францию или Германию, а на восточноевропейские страны, скажем, на Польшу, Румынию. И тенденция эта со временем будет только усиливаться, поскольку разногласия усугубляются. Недавно в Берлине, например, в открытую ответили американцам, что Германия не является колонией США, а позицию по российскому газопроводу "Северный поток-2" выработают без вмешательства третьей силы.

Между тем президент США Дональд Трамп в недавнем своем твите обрушился с критикой на французского коллегу Эммануэля Макрона.

"Иран сталкивается с серьезной финансовой проблемой. Они отчаянно хотят провести переговоры с США, но им посылают смешанные сигналы от всех, кто претендует на то, чтобы представлять нас, включая президента Франции Макрона. Я знаю, что у Эммануэля добрые намерения, как и у всех остальных, но никто не может отвечать за Соединенные Штаты, кроме собственно Соединенных Штатов", - написал американский президент.

Высказывание в типичном стиле нынешнего американского президента. С дипломатической точки зрения подобное заявление попросту недопустимо. Ведь речь идет о серьезных межгосударственных отношениях.

По большому счету, та же Франция, например, наравне с США ставила подпись под иранским ядерным соглашением и имеет не меньше прав вмешиваться в ход развития событий между Тегераном и Вашингтоном, чем все остальные участники этой сделки. Ведь европейцы в первую очередь рискуют попасть под удар, если обострение в Персидском заливе в итоге дойдет до открытого военного столкновения между Ираном и коалицией, которую в спешке формируют Соединенные Штаты Америки. Именно поэтому европейские лидеры и стараются добиться того, чтобы дело закончилось миром, хотя американский президент делает все возможное с целью еще больше накалить ситуацию в заливе.

Дипломат – скандалист Ричард Гренелл переедет из Берлина в Москву?

Однако даже к французам претензии американцев можно назвать мелочью, если учесть, что основную тяжесть противостояния с заокеанским патроном несет на себе Германия. И дело даже не в том, что Берлин изначально достаточно резко отнесся к предложению Вашингтона участвовать в морской коалиции в Персидском заливе.

Да и вообще немцы априори достаточно косо смотрели на американцев, когда те в одностороннем порядке решили выйти из иранской ядерной сделки. И тем более они не хотят воспринимать логику жесткой санкционной политики, с которой все время выступают Соединенные Штаты. Тут дело даже не в нефтяных санкциях, поскольку Германия сейчас довольно последовательна в своих действиях на международном рынке энергоносителей.

Немцы стараются перевести максимум своих промышленных мощностей на газовые рельсы, закрывают атомные станции и тепловые электростанции. Так что, они от иранской нефти зависят в гораздо меньшей степени, чем, скажем, Япония, Южная Корея или тот же Китай. Однако даже эта газовая составляющая в экономической политике немецкого правительства вызывает у американцев серьезные нарекания. Понятно, что дело в российском газе, продаваемом в Европе гораздо дешевле, чем американский сланцевый, который "впаривает" своим европейским союзникам и партнерам Трамп.

Причем действует американский президент в свойственном ему агрессивном стиле – жесткие финансовые санкции против тех европейских компаний, которые являются подрядчиками строительства газопровода по дну Балтийского моря. Более того, недавно стало известно, что наиболее вероятным кандидатом на место американского посла в России является нынешний посол в Германии Ричард Гренелл. Это тот самый дипломат, который настолько жестко высказывался против позиции Германии касательно "Северного потока – 2", что в бундестаге даже прозвучало требование выслать его из страны.

НАТО, Польша и брекзит – звенья одной длинной цепи

Недавно же тот же Гренелл отличился еще одним скандальным заявлением. Говорил о том, что Германии необходимо увеличить ежегодный взнос в натовский бюджет. Договорился до того, что если Берлин будет и дальше оттягивать, то Соединенные Штаты могут перекинуть в Польшу часть своих войск, дислоцированных в ФРГ.

"Действительно оскорбительно ожидать, что американский налогоплательщик дальше будет платить за более чем 50 тысяч американцев в Германии, тогда как немцы используют свой профицит торгового баланса на внутренние цели", - это высказывание американского посла стало откровенным политическим мемом, вокруг которого сейчас ломают копья многие политики.

На самом деле логика в сказанном Гренеллом есть. Ведь по большому счету экономический прорыв Германии именно тем и объясняется, что страна не тратит сказочные финансы на содержание мощной армии. Предпочитает больше денег тратить на развитие промышленности. В итоге Германия — самое развитое государство в Европе, откровенный лидер, тем более сейчас — в преддверии выхода из Евросоюза Британии.

Однако наличие американской пятидесятитысячной армии на территории ФРГ необходимо в первую очередь Вашингтону, а не Берлину. Вот пускай сами и платят за содержание своих войск, считают немцы. И в этом логика тоже имеется. Именно на фоне всего этого и становится более понятной позиция Вашингтона касательно британского брекзита.

Соединенные Штаты имеют, образно говоря, собственного "троянского коня в европейской конюшне". Британия пытается отыграть максимально выгодные торговые и таможенные позиции в отношениях с Евросоюзом, грозя в противном случае применить методику "жесткого брекзита". Тогда страна выйдет из состава Евросоюза вообще без договора. В этом случае Лондону грозит потеря 30 миллиардов фунтов в первый же месяц.

Однако Вашингтон подзуживает союзника, а советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон, посетив Лондон, обещал помочь, если Британия выйдет без соглашения об условиях брекзита. Видимо, американцы рассчитывают на то, что опасность "жесткого брекзита" может напугать европейских чиновников и те станут сговорчивее. И не только касательно британского брекзита, а вообще…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.