Комплекс Цицернакаберд («Крепость ласточки») получил свое название благодаря одноименному холму, на котором он расположен. Строительство Цицернакаберда – инициатива первого секретаря ЦК КП Армении – Якова Заробяна. Будучи беженцем из Западной Армении, у Заробяна была мечта отметить 50-летие Геноцида на государственном уровне и в течение 1964 года он встречался с руководством СССР не раз поднимая эту тему. В советское время, тема Геноцида армян была под запретом и к идее проведения официальных мероприятий относились настороженно и уж тем более не могло идти о речи о мемориале жертвам Геноцида. Как бы там ни было, властям пришлось дать согласие на строительство мемориала – Заробян пошел на хитрость и подал прошение «Об установлении монумента в память об армянах, павших в Первую мировую войну».
Вот что говорил об этом Серо Ханзадян:
« – Почему Вы в этом послании корите дашнаков? Они же всегда были верными защитниками интересов народа.
– Ты прав, орел, – сказал Заробян, – нам надо схитрить. Советский союз – друг Турции. Нужно схитрить. В конечном счете куда важнее, чтобы Москва позволила обелиск поставить. Я ему и говорю:
— А почему назвали обелиск «В память об армян, павших в Первую Мировую войну».
— Пусть так будет на бумаге называться, лишь бы нам позволили возвести мемориал. Придет время, и народ даст ему истинное название».
В 1965 году объявили, что мемориал будет построен. Был объявлен конкурс, в результате которого из 78 проектов выбрали работу архитекторов Артура Тарханяна и Сашура Калашяна. Строительство продолжалось два года. В создании мемориала участвовал также скульптор Ованес Хачатрян.
Комплекс включает 44-метровую стелу, разделенную на две части разломом. Стела символизирует волю армянского народа к возрождению, а разлом – расколотый армянский народ, большая часть которого живет за пределами Армении. Рядом находится конус, сложенный из каменных плит, внутри которого на глубине полутора метров горит вечный огонь. По словам архитектора Калашяна, это «как бы огромная надгробная плита в память безвинно погибших. И поскольку боль утраты жива и сегодня, то плита эта, словно не заживающая рана, дала трещину и раскрыла перед нами бездну, полную горя».
Разделение комплекса на две части — стелу и вечный огонь — символизирует Западную и Восточную Армению, а по другой версии — гору Арарат.
Радом со стелой также расположена стена с начертанными на ней названиями городов и деревень, в которых происходила резня.
В 1995 году в парке у мемориала открылся музей Геноцида. Большая часть здания, которое спроектировали Сашур Калашян и Людмила Мкртчян, находится под землей. Экспозиция включает редкие снимки немецких фотографов, в том числе Армина Вегнера, а также документы, свидетельствующие об убийствах и депортациях. Недалеко от музея находится аллея, на которой высокопоставленные посетители мемориала сажают деревья в память о жертвах Геноцида.