Турки демонстрируют в Сирии амплуа театрального актера: раз уж взял паузу, так держи ее до упора. Чем дольше продержишь зрителя в напряжении, тем эффектнее будет концовка представления. Точно так же и в политике – тем больше преференций будет в итоге…

У Ирана свои соображения касательно провинции Идлиб, явно совпадающие с мнением Москвы

Однако подобный подход в ситуации с Идлибом, устраивающий Анкару, категорически не выгоден остальным участникам астанинского формата, в частности, Москве и Тегерану, опекающим Дамаск. Чем дольше продлится идлибская пауза, тем выгоднее Турции. Президент этой страны Реджеп Тайип Эрдоган, даже теряя лицо (поскольку не выполняет в срок своей доли договоренностей с президентом России Владимиром Путиным), эту паузу будет держать до упора.

Это позволяет турецкой стороне, образно говоря, окопаться в уже взятых под контроль территориях вдоль всей сирийско-турецкой границы. За счет этого Турция также может повышать ставки в борьбе за лидерство с Ираном, у которого свои, особые счеты и ожидания касательно того, как и когда в итоге будет освобождаться провинция Идлиб.

Тегеран весьма серьезно настроен прибрать к рукам (взять в аренду) один из двух сирийских портов – Латакию. Ведь в Тартусе все контролируют русские, а с Москвой в этом плане иранцы, видимо, либо уже договорились, либо рассчитывают договориться.

В принципе, для процесса политического урегулирования сирийского кризиса, который пытается привести к логическому завершению Москва, это неплохо. Латакия достаточно далеко отстоит от сирийско-израильской границы. Между тем одной из основных проблем, так сказать, камнем преткновения в деле достижения прогресса в вопросе Сирии является именно ирано-израильское противостояние.

Кремль рассчитывает, что в итоге сумеет развести противников подальше друг от друга. Это в нынешней ситуации был бы действительно почти что идеальный вариант: держать подальше друг от друга Тегеран и Тель-Авив на сирийском плацдарме, тем самым ослабляя напряженность.

В этом случае провинция Идлиб становится жизненно необходимым элементом, транзитной точкой именно для Ирана, что невыгодно Турции. Если рассматривать ситуацию, сложившуюся вокруг деэскалационной зоны именно с этой точки зрения, то все элементы паззла начинают прочитываться на несколько шагов, вернее этапов, вперед.

Время в Идлибе работает на Анкару, и это не нравится Москве и Тегерану

Понятно, почему Турция застряла в Идлибе, якобы не справляясь с Джебхат-ан-Нусрой (террористическая организация, запрещенная в России и ряде других государств. - ред.), которая, следует признать, серьезно окопалась в провинции. Ясно и то, что этой провинцией практически совсем не занимается одна из стран-гарантов астанинского формата — Иран. Видимо, для Тегерана складывается ситуация, когда "светиться" в данном вопросе невыгодно, и поэтому только Путин со своим турецким коллегой и вел переговоры касательно Идлиба.

Тем не менее, когда Эрдоган даже по срокам взял на себя ответственность разрулить ситуацию в провинции (якобы чтобы не допустить там гуманитарной катастрофы) и обязательства свои не выполнил, стало понятным, что Анкара действует в своем стиле, начинает игру за спиной союзников.

Подобная ситуация не могла длиться вечно, поскольку время работает именно на Анкару, то есть во вред Москве и Тегерану, а терпеть это не намерены ни в Иране, ни в России. Более того, турки однажды уже подставились, когда пытались за спиной союзников начать игры с Соединенными Штатами. Турция пыталась договориться о создании зоны безопасности между своей армией и курдскими вооруженными формированиями, взяв под контроль территории, которые намерены освободить американцы.

Эрдоган тогда получил достаточно жесткий ответ и от Дамаска, и от своих коллег по астанинскому формату. Ведь и Путин, и президент Ирана Хасан Роухани не раз говорили, что все территории, освобождаемые от кого бы то ни было, будь то боевики-террористы, сирийская оппозиция или же члены западной коалиции, должны передаваться под контроль законных сирийских властей, Дамаска.

Кстати, этот подход – производное от сверхзадачи, которую сегодня решают в Сирии Россия и Иран, а именно – освобождение всей территории страны, до последнего дюйма.

Видимо время подошло, и Москва с Дамаском начали раскачиваться, давая понять это Анкаре. Первым сигналом стал удар российской авиации по складам Джебхат-ан-Нусры, которые, между прочим, сами подставились.

Армейская разведка сработала добротно

Армейская разведка передала в Генштаб данные, что боевики-террористы получили большую партию боевых дронов, которые намерены применить против российской военной базы – аэропорта в Хмеймиме. Командование решило опередить противника и не дожидаться, когда придется ловить эти боевые дроны поодиночке, в воздухе

Точечный удар 13 марта кроме уничтожения всей партии этих беспилотников еще и должен послужить месседжем для Анкары: мол, шутки кончились, либо пошевеливайтесь, либо начнем массированную атаку по всему фронту противостояния.

Чтобы месседж не был голословным (ведь можно было бы списать именно на то, что российские ВКС обеспечивают только собственную безопасность), на следующий день подключилась сирийская артиллерия. Отработали по целям, определенным ранее той же армейской разведкой, — били по штаб-квартирам и группам террористов.

Уничтожены цели позиций группировок, окопавшихся в деревнях ан-Накир и Тармла в провинции Идлиб, а также ликвидированы группы террористов на окраинах деревень аль-Лихайя, Мурек, Кафр-Зита, Талль-Усман, Талль-Сахр на севере провинции Хама, удары нанесены и по опорным точкам боевиков в селениях Кафр-Сиджна и Шейх-Мустафа.

Правда, российское командование утверждает, что удары были согласованы с турецкими коллегами. Те в ответ пока предпочитают помалкивать, однако ясно, что какие-то договоренности все же имели место. Просто сейчас Анкара не хочет признавать, что на нее оказывается давление, и именно из за этого давления туркам и придется пошевеливаться.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.