Привязка “бархатной революции” в Армении к процессу нагорно-карабахского урегулирования несколько искусственна, считает доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, политолог Сергей Маркедонов.
“Наивно предполагать, что любая смена власти хоть в Армении хоть в Азербайджане мгновенно изменит весьма консервативное общественное мнение вокруг карабахского урегулирования”, - сказал он в интервью на сайте Института Кавказа.
Как отметил эксперт, необходимо понимание того, что в Армении поменялась власть, но не поменялось общество.
“Внутри армянского общества не прекращалась ни на один день дискуссия о целесообразности участия непризнанной НКР в переговорном процессе. Если, скажем, официальные лица не активизировали эту тему и не ставили в повестку, это не значит, что этот вопрос отсутствовал. Он присутствовал в медиа, в открытых дискуссиях и в закрытых тоже”, - подчеркнул Маркедонов.
По его словам, на сегодняшний момент ситуация такова: стороны по-прежнему, как и год, два, три назад, до бархатной революции и после не готовы к компромиссным решениям.
"Отсюда всякая надежда на то, что нерешаемый годами конфликт из-за одной встречи Мнацаканяна и Мамедъярова (глав МИД Армении и Азербайджана) и заявления о готовности готовить общество к миру вдруг изменится, будет несколько наивна”, - сказал политолог.
Что же касается позиции России, то Маркедонов не разделяет “расхожий стереотип, особенно в западной политологии” о том, что Россия не хочет урегулирования конфликта и тогда она имеет инструменты влияния и давления на Армению и Азербайджан.
“Я готов был принять эту концепцию при одном условии, что мне докажут, что Армения и Азербайджан на политическом и общественном уровнях готовы к урегулированию конфликта. Если мы под урегулированием понимаем не победу одной из сторон, а некую компромиссную фигуру. Нет этой компромиссной фигуры, что в этой ситуации должна делать Россия? Пытаться ускорить мирный процесс?”, - задался вопросом эксперт.
Вместе с тем он пояснил, что в сложившейся геополитической обстановке вопрос карабахского конфликта не экзистенциальный для России.
“Надо понимать, что Россия готова помогать переговорному процессу, но она не будет за Армению и Азербайджан решать конфликт”, - сказал Маркедонов.
По его словам, если рассматривать урегулирование, как некий окончательный процесс, то пока не видно перспектив, для этого просто нет предпосылок. "Не вижу такого плана, который мог бы сегодня быть принят обществами Армении и Азербайджана”, - сказал он.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.