Коридор между Персидским заливом и Черным морем через Армению радикально изменит положение Еревана в регионе. Теоретически запуск маршрута возможен, учитывая политическую волю властей Армении и Ирана. Однако его задействование во многом зависит от реализации проекта по строительству автомагистрали "Север-Юг".
Предложение о создании коридора, связывающего Персидский залив с Черным морем, само по себе не новое. Тема стала вновь актуальной после первого официального визита армянской делегации во главе с премьер-министром Николом Пашиняном в Тегеран 27-28 февраля. Президент Ирана Хасан Роухани во время двусторонней встречи с армянским премьером вновь поднял вопрос о задействовании этого коридора через Армению.
Запуск маршрута позволит Еревану стать ключевым узлом транспортного коридора "Персидский залив – Черное море". Тем самым для иранских товаров откроется путь к черноморским портам, а оттуда – в Европу. Кстати, армянское направление маршрута короче, чем дорога через Азербайджан.
Как отметил эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян, проект "Персидский залив – Черное море" с участием Еревана активизирует также и грузинское направление. Он заметил, что иранские власти озвучивают эту идею на протяжении последних нескольких лет.
"Другое дело, что Еревану есть над чем работать, чтобы перехватить инициативу у Баку. Тем более что уже задействована железная дорога Баку-Тбилиси-Карс", - сказал Меликян.
Эксперт подчеркнул, что необходимо как можно скорее завершить строительство автомагистрали Север-Юг, которая соединит северную границу Армении с южной.
В свою очередь иранист Армен Исраелян отметил, что Иран стремится использовать несколько транзитных направлений. Один из них – как раз коридор "Персидский залив – Черное море" через территорию Армении.
Он подчеркнул, что если еще несколько лет назад транзитное направление через Азербайджан было весьма привлекательным для Ирана, то сегодня ситуация изменилась.
"Сотрудничество между Ираном и Азербайджаном осуществляется не за счет Армении", - сказал Исраелян в беседе с корреспондентом Sputnik Армения.
По его словам, сейчас Иран и Азербайджан связываются с Россией в рамках другого транспортного коридора, поэтому сотрудничество Тегерана и Еревана в этой сфере не зависят от Баку.
Помимо этого, отношения между Тегераном и Баку также в последнее время изменились, что, по мнению эксперта, связано с активизацией азербайджано-израильского сотрудничества, развитием событий вокруг Ирана и позицией Азербайджана.
Эксперт уверен, что сейчас единственная проблема Армении – это вопрос ускорения строительства автомагистрали "Север-Юг". Он также разделяет мнение о необходимости скорейшего запуска дороги.
Отметим, магистраль Север-Юг играет важную роль и в отношениях между Арменией и Ираном. Об этом в последние годы не раз заявляли иранские власти, выражая при этом готовность к сотрудничеству в формате строительства армянского участка железной дороги в рамках проекта МТК "Север – Юг".
Ереван видит себя в этом проекте в качестве связующего звена коридора "Персидский залив – Черное море".
Транспортный коридор "Север – Юг" – дорога протяженностью в 550 км, которая позволит обеспечить выход Армении к Черному морю и к европейским странам, обеспечив связь с Ираном и Грузией.
Армения подписала кредитное соглашение с Азиатским банком развития еще в сентябре 2009 года. По договору, строительство автомагистрали предусматривалось завершить к 2016 году. Однако строительные работы начались только через три года после подписания соглашения с банком.